Из года в год в ДТП с участием автобусов в России погибают сотни человек. Только за девять месяцев 2018 года произошло более 8,9 тыс. аварий, что почти на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате погибли свыше 600 человек, более 13 тыс. человек пострадали, свидетельствуют последние доступные данные ГИБДД.
Зачастую жертвами ДТП становятся дети. Так произошло и 3 февраля, когда в результате аварии погибли трое детей и четверо взрослых. Авария с пассажирским автобусом MAN, который вез детей из Ярцево в Калугу на танцевальный конкурс, произошла утром. Водитель не справился с управлением, из-за чего автобус опрокинулся в кювет.
По версии следствия, водитель не справился с управлением. Вместе с тем, стало известно, что перевозивший детей автобус MAN эксплуатировался более 30 лет.
Эта трагедия стала очередной в ряде аварий, случившихся со старыми автобусами. Так, 6 октября 2018 года на железнодорожном переезде в районе Петушков (Владимирская область) водитель и пассажиры не смогли сдвинуть с путей заглохший «Мерседес» — 17 человек погибли. 11 октябрят микроавтобус столкнулся с самосвалом Mercedes на трассе М-7 возле деревни Большие Карачуры в Чебоксарском районе Чувашии. В результате ДТП 12 пассажиров автобуса погибли. В сентябре в Воронежской области в автобус Volvo, выполнявший рейс Москва — Ставрополь, врезался автобус Neoplan, направлявшийся из Москвы в Карачаево-Черкесию. 6 человек погибли.
Таких случаев за последний год можно насчитать десятки. Зачастую следствие приходит к выводу, что водитель не справился с управлением. Вместе с тем нередки случаи, когда вскрывается плохое состояние транспортного средства, что может быть связано и с преклонным возрастом отечественного автопарка. На данный момент 70% отечественного автобусного парка составляют автобусы старше 10 лет, подсчитало маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research.
При этом 32% имеют возраст более 25 лет, 20% приходится на машины 16-25 лет, автобусы 11-18 лет составляют 18% парка.
«К сожалению, такие аварии случаются у нас с завидной регулярностью. И смущает меня в них одно важное обстоятельство. Все автобусы в этих авариях древние, как следы мамонта. 15, 20, 30 как здесь лет в эксплуатации. Как правило, это иномарки, попавшие к нам со вторичного европейского рынка. Они уже отходили свой ресурс в пассажирских перевозках где-нибудь в Германии или во Франции. И теперь попали к нам. А что? У нас можно», — говорит автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» на РЕН-ТВ Вячеслав Субботин. По его словам, в тормозах, рулевом управлении, шасси, раме и других деталях и узлах на первый план выходит не только износ, но еще важен и такой параметр, как усталостная прочность. Определить инструментально сколько, скажем, рычагу подвески осталось ходить, практически невозможно — для этого нужна металлография, говорит эксперт.
В то же время износ – не единственная проблема старой техники.
«Ведь все новые машины в своей активной и пассивной безопасности на голову выше устаревших машин. АBS, ASR, Трекшн-контроль, контроль слепых хон, активные тормоза, круиз-контроль - чего там только нет. Да и сам каркас гораздо прочнее, чем в старых машинах. Даже если выяснится, что в этой аварии техника была исправна, а виноват лишь водитель, дети могли бы остаться в живых, если бы ехали на современной машине. Каркас нового автобуса выдержал бы и переворот, и столкновение. А современные системы не дали бы водителю совершить ошибку. Трагедии можно избежать. Автобусы надо менять вовремя», — говорит Субботин.
Скупой платит дважды
На проблему с участием такого вида транспорта в 2017 году даже обращал внимание президент. В правительстве неоднократно подступались к вопросу замены хотя бы тех автобусов, на которых перевозят детей. В 2013 году принято постановление правительства, ограничивающее срок эксплуатации автобусов для перевозки детей 10 годам. Правда, с тех пор вступление в силу этой уже несколько раз откладывалось – в последний раз до 2020 года.
«Во всем цивилизованном мире автобусы старше 10 лет не используются в пассажирских перевозках, средний возраст пассажирских автобусов в Европе не превышает 6-7 лет», — отмечает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.
По ее словам, риски отказа тормозной системы, систем рулевого управления и других элементов активной безопасности у старой техники очень высоки. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5 – 2,5 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов.
«В России больше половины автобусного парка составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. При этом законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов у нас до сих пор нет. К сожалению, данное ДТП, в котором пострадали дети, – очередное свидетельство того, что органы государственной власти, отвечающие за безопасность транспортных перевозок, недооценивают степень рисков, связанных с эксплуатацией старой техники», — подчеркнула Матвеева.
Решение проблемы отодвигается по простой российской причине – денег нет.
Пока попытки правительства сталкиваются с недовольством автоперевозчиков, туроператоров и региональных властей. Так, автоперевозчики упирают на высокую стоимость нового автобуса – 15 млн руб., подержанные иномарки, уже исчерпавшие свой ресурс, куда дешевле.
Вместе с тем, при отсутствии средств в бюджете, в результате аварий положены выплаты семьям погибших и пострадавших. Так, Смоленская область выплатит семьям погибших в Калужской области по 1 млн рублей. Другие «расходы» никто не считает – потерянную человеческую жизнь измерить в рублевом эквиваленте невозможно.