«Денег не получала, ни с кем не делила»
Дело «Седьмой студии»: что рассказала переписка Апфельбаум
Директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский во время заседания по уголовному делу «Седьмой студии» в Мещанском районном суде, нобябрь 2018 года
Кирилл Зыков/Агентство «Москва»Прокурор доходит до девятого тома, но Малобродский просит завершить заседание: болит сердце. Судья соглашается и откладывает процесс до 30 ноября. На этом «Газета.Ru» завершает свою онлайн-трансляцию. Мы продолжим следить за судьбой дела «Седьмой студии».
После возобновления заседания прокурор начинает читать восьмой том дела. Там также содержатся договоры с подрядными организациями и индивидуальными предпринимателями. Договоры от «Седьмой студии» подписывали Итин и Воронова.
Напомним, что в начале ноября глава Министерства культуры Владимир Мединский заявил, что суду надо дать возможность спокойно и объективно разобраться в деле «Седьмой студии».
«Что бы мы сейчас ни говорили — активно в поддержку обвиняемых, или, наоборот, в осуждение их, это будет рассматриваться только под одним углом — как оказание давления на суд. Тем более в момент, когда идут судебные заседания, никакой доброй службы это никому не составит», — отмечал министр.
Мединский заявил, что Серебренников является ярким режиссером. «Его театр был во многом инновационным и очень интересно устроенным, хотя у него были свои как сторонники, так и противники», — заключил глава Минкульта.
Начинается исследование седьмого тома с договорами между «Седьмой студией» в лице Вороновой с индивидуальными предпринимателями. Также есть договоры с ИП, в которых «Седьмую студию» представляет Итин. Далее в подобных документах опять фигурирует фамилия Вороновой. Суммы договоров — от нескольких сотен тыс. до нескольких млн рублей.
Адвокат Итина заявляет, что его подзащитному стало плохо и просит на некоторое время прервать заседание. Судья объявляет пятиминутный перерыв.
Адвокат Лысенко сделал замечание по материалам шестого тома. Он спрашивает, есть ли в одном из договоров подпись Итина. Прокурор отвечает, что подписи нет, но есть одна печать. Адвокат просит далее уточнять, заверены ли договоры подписями. Прокурор продолжает: под большинством из озвученных договоров стоят подписи Итина.
Режиссер Кирилл Серебренников и бывший гендиректор театральной труппы «Седьмая студия» Юрий Итин в Басманном суде Москвы, январь 2018 года
Виталий Белоусов/РИА «Новости»Прокурор начинает зачитывать шестой том, содержащий договоры между «Седьмой студией» в лице Итина и некоторыми компаниями и индивидуальными предпринимателями. Суммы этих договоров составляют от нескольких тыс. до нескольких млн рублей. Также в томе указаны платежные поручения, счета-фактуры и приложения к этим договорам.
Начинается изучение пятого тома, в котором содержатся карточки счета «Седьмой студии» за 2014 год, оборотные ведомости «Седьмой студии», несколько договоров на несколько сотен тыс. руб. между «Седьмой студией», которую представляет Воронова, и индивидуальными предпринимателями Серегиной, Сиваевой, Абалихиной, Щегловой. Также обозначены договоры между Итиным и рядом компаний, а также платежные поручения по этим договорам.
На этом исследование пяти томов завершено.
Наконец прокурор переходит к изучению четвертого тома. Там указаны финансовые и учредительные документы ряда компаний, запросы и другие документы, в том числе из налоговой,— по ИП Синельникову, ИП Заварскому, ИП Виноградову, ИП Сиваеву, и еще некоторым компаниям. Также там содержится отчет «Седьмой студии» по проводкам и финансовый отчет об использовании бюджетных средств, подписанный, со стороны Минкульта, Тарасовой и Серебренниковым, со стороны «Седьмой студии». Затем обозначены оборотные ведомости «Седьмой студии», а также страховые и пенсионные взносы организации.
Изучение четвертого тома окончено.
Впрочем, адвокат Юрия Итина Юрий Лысенко не спешит переходить к чтению четвертого тома, заявляя, что материалы изучены поверхностно. Он зачитывает переговоры Татьяны Жириковой — по его словам, помощника и подруги Масляевой — с некой Галиной. «Подписать-то надо было за Итина. Он вообще охренел, он даже не знает, что подписывает. Там был займ Итина, который ему «Седьмя фирма » (дословно) должна была отдать»,— приводит Лысенко слова Жириковой.
Малобродский уточняет, что первое уголовное дело было возбуждено против Итина и Масляевой в 2014 году. А его фамилия появляется 18 июля 2017 года — спустя месяц после ареста.
Бывший главный бухгалтер театральной труппы «Седьмая студия» Нина Масляева в Пресненском суде Москвы, 27 мая 2017 года
Александр Вильф/РИА «Новости»В третьем томе указано прослушивание телефонных разговоров Итина с Масляевой и Татьяны Жириковой с «различными абонентами». Там же содержится постановление о рассекречивании информации с оптических дисков и постановления Мосгорсуда об осуществлении ОРМ в отношении Серебренникова.
Прокурор завершает чтение третьего тома.
Прокурор отмечает, что действия Серебренникова квалифицируются по статье 159 УК РФ, а Апфельбаум — по статьям 286 и 293 («Превышение должностных полномочий» и «Халатность»).
Далее в деле указаны результаты прослушивания телефонных переговоров Серебренникова с неким Леонидом Сурковским.
Прокурор переходит к чтению третьего тома дела.
Второй том содержит письмо из налоговой службы по «Профконсалтингу», «Инфостилю», Синельникову. В нем также указаны соглашения о предоставлении субсидий, постановление о соединении дел по ч. 4 ст. 159 УК РФ, результаты оперативно-розыскной деятельности, рапорты об обнаружении признаков преступлений, постановление о рассекречивании гостайны, а также рапорт об обнаружении преступлений.
В деле обозначено постановление о соединении уголовных дел: дело, возбужденное по ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), с делом против Итина, Малобродского и Масляевой. Также в томе есть постановление о возбуждении дела в отношении Екатерины Вороновой и о выделении дела в отношении ее в отдельное производство.
На этом изучение первого тома окончено. Прокурор начинает зачитывать второй.
Бывший гендиректор театральной труппы «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский в Московском городском суде, 21 мая 2018 года
Сергей Пятаков/РИА «Новости»В томе также указан протокол заявок на участие в конкурсе, в котором числится «Седьмая студия». Далее в деле обозначен госконтракт на 10 млн рублей, подписанный со стороны министерства Апфельбаум и Итиным — со стороны «Седьмой студии». Также в томе содержатся соглашения на субсидии в 2012 году на 67,9 млн рублей, которые со стороны министерства подписывал Шалашов, соглашения на субсидию в 2013 году, подписанные Серебренниковым со стороны «Седьмой студии». Также указано соглашение по субсидии от 2014 года, подписанное Апфельбаум и Серебренниковым.
Неизвестные люди в неустановленное время вступили в преступный сговор, чтобы похитить госсредства, читает прокурор. Для этого они подали заведомо ложные сведения в Минкульт. В первом томе содержится копия письма из налоговой службы, договоры между Итиным и компанией «Инфостиль» на сумму более 1,1 млн рублей, платежки с «Инфостилем», договор между Овчинниковым и «Инфостилем», сумма которого составляет десятки тысяч рублей, говорит прокурор.
Допрос Апфельбаум окончен. Суд по просьбе прокурора переходит к исследованию материалов дела. Планируется исследовать первые пять томов. Прокурор начинает читать первый том.
Затем суд дает возможность Кириллу Серебренникову сказать реплику. Режиссер решил напомнить, как создавалась «Платформа». «Она делалась мною и кураторами заранее, потом выяснилось, что какие-то проекты мы не можем сделать, но они заменялись. Второй момент — меня не спрашивали, мне не задавали ни одного вопроса по «Платформе». Мне не задали ни одного вопроса о характере, о соответствии названий в начале и в конце. «В стороны света» вошло другое мероприятие. Мы сбивали проекты в тематические блоки. Внутри есть все мероприятия. Мы все выполнили абсолютно, даже перевыполнили», — заявил подсудимый.
Апфельбаум обращается к судье с просьбой приобщить к делу ряд писем от экс-бухгалтера «Седьмой студии» Екатерины Вороновой, которые отсутствуют в материалах. В этих письмах Воронова приглашала Апфельбаум на премьеру спектакля и на встречу с журналистами. В последнем письме обсуждались соглашения «Седьмой студии» и Минкульта 2015 года, а также гастроли во Франции. «Странно, что следствие эти три письма не приобщило к делу», — заявила подсудимая. Стороны не против их приобщения к делу. Судья ходатайство удовлетворила.
Режиссер Кирилл Серебренников и директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум перед началом заседания Басманного суда Москвы, 18 июля 2018 года
Alexander Zemlianichenko/APАпфельбаум заверяет, что все проекты, которые поддерживает Минкульт, — это лишь частичная поддержка. «Нет никакого документа, куда должны быть направлены доходы. Но мы исходили, что никаких значительных доходов там не будет, что этот проект некоммерческий», — пояснила она.
Судья задает Апфельбаум вопросы, касающиеся Масляевой. Из ответов становится известно, что в 2011 году подсудимую познакомил с ней Юрий Итин. Апфельбаум говорит, что однажды она пришла в министерство вместе с ним. По ее словам, Масляева в основном общалась с помощницами Апфельбаум — в 2013 году они по телефону обсуждали замечания к отчетам «Седьмой студии». «Никогда никакой переписки не вела», — отметила Апфельбаум.
Что касается Вороновой, то, по словам подсудимой, с ней ее познакомил Серебренников, однако общения между ними почти не было.
Процесс возобновился после перерыва. Продолжается допрос Софьи Апфельбаум. Адвокат Ирина Поверинова, спрашивает, кто подписывал контракт с «Седьмой студией» в 2011 году. Ее подзащитная отвечает, что этим занималась она, так как Шалашов был в отпуске. «Последний транш — шесть миллионов рублей. Его подписала Ольга Жукова, мой заместитель, когда я была в отпуске», — добавила экс-сотрудница Минкульта.
Апфельбаум пояснила ,что юридический департамент давал формы соглашений. «На стадии их заключения документы смотрели юристы из нормативного департамента», — отметила она.
В середине ноября глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что дела «Седьмой студии» демонстрирует, что в культурной сфере необходимы другие методы оценки.
«У нас все сферы непростые, но сфера культуры — особо чувствительная. Здесь не подходят такие унитарные методы, как для других отраслей. И случай с Кириллом Серебренниковым это показал», — заявил чиновник.
Он призвал подумать над адекватными методами оценки, которые учтут риски, системные проблемы и особенности культурной сферы. «Мы должны помочь деятелям культуры, дать им определенную свободу. Если бы они имели эту свободу, может быть, поступили бы иначе», — объяснил Кудрин.
Алексей Кудрин
Сергей Гунеев/РИА «Новости»Адвокат Ирина Поверинова просит суд сделать перерыв на обед. «Я общее мнение выражаю. Об этом все мечтают», — сообщила она. Судья не против, заседание возобновится через полчаса.
Теперь вопросы подсудимой задает судья. Она спрашивает, были ли несоответствия по планам. «Все мероприятия были выполнены. Было несколько мероприятий, которые были объединены. Были мероприятия, которые по факту были больше, чем заявлены», — вновь сообщила Апфельбаум.
Экс-сотрудница Минкульта отметила, что она доверяла своей подчиненной Балашовой, которая занималась проверкой отчетов. «Если бы я знала про несоответствия, мы бы сделали дополнительное соглашение и все несоответствия устранили», — пояснила Апфельбаум.
Здание Министерства культуры РФ в Китайгородском проезде в Москве
Евгений Одиноков/РИА «Новости»Далее, отвечая на вопрос гособвинителя, Софья Апфельбаум рассказывает, что не посещала каждое мероприятие «Платформы», так как у нее не было такой возможности.
Затем прокурор Олег Лавров спрашивает, отдавал ли экс-глава департамента господдержки искусства, а ныне гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов ей указы вести контроль за проведением спектаклей. «Никогда не поручалось. Я в этот момент работала над проектом постановления правительства. Никакого отдельного поручения Шалашова не было, — ответила подсудимая.
Ирина Аккуратова завершила оглашение материалов. Прокурор спрашивает у Апфельбаум, какую позицию она поддерживает — ту, что огласила на суде или на допросе. «На суде. Я говорила, что, наверное, что-то я не досмотрела. В дальнейшем, я уверена, функции по финансовому контролю абсолютно точно не входили в мои обязанности», — ответила подсудимая.
Судья зачитывает протокол допроса. В нем приводятся слова Апфельбаум: «Могу заявить, что вину не признаю», «Денег не получала, ни с кем не делила», «Должна была организовать контроль, этого мной сделано не было», С моей стороны не было должного контроля, это является халатностью».
В протоколе допроса следователь спрашивает, следила ли Апфельбаум за финансовыми отчетами. Она отвечает, что у нее не было возможности осуществлять полный контроль за мероприятиями. Далее вопрос от следователя: куда документы отправлялись после их согласования? Ответ Апфельбаум: в департамент экономики и финансов. По ее словам, все документы были законны, и указаний делать незаконные бумаги она не давала.
Директор департамента господдержки современного искусства и народного творчества Софья Апфельбаум на пресс-конференции в Москве, 2013 год
Владимир Вяткин/РИА «Новости»Теперь вопросы Апфельбаум задает прокурор Лавров. Перед этим он попросил суд зачитать некоторые приказы и положения департамента, в котором работала подсудимого. Судья Аккуратова перечислила обязанности, которые возлагались на Апфельбаум.
Далее гособвинитель спрашивает, было ли выполнено техническое задание по «Платформе». Апфельбаум отвечает: «Объем работ был выполнен. Было выполнено не 38, а 42 мероприятия. Вопросы могут быть только к качеству работ. Некоторые пункты были заменены другими мероприятиями. Здесь нельзя говорить, что эти деньги были похищены», — пояснила экс-сотрудница Минкульта.
Прокурор заявил о противоречиях в протоколах допроса. Подсудимая поясняет, что была на всех следственных мероприятиях, и никаких противоречий в ее допросах нет. Однако стороны не против их дополнительного рассмотрения.
Экс-генпродюсер «Седьмой студии» спрашивает у Апфельбаум, каким документом регулировался запрет покупать рояль. Подсудимая объяснила, что закупка оборудования не была предусмотрена нашим проектом – какой бумагой это регулировалось, она ответить не смогла. «Позже Соколова сказала, что ее спрашивают про рояль. Я сказала, что рояль не надо нам в отчеты включать и за бюджетные деньги покупать. Мы не видели эту проблему, как какую-то глобальную», — заявила бывшая сотрудница Минкульта.
Адвокат Карпинская спрашивает, была ли Апфельбаум в каком-либо сговоре. Ответ отрицательный.
На вопрос о том, каким образом производились оплаты, Апфельбаум заверяет, что никогда не была распорядителем денежных средств. «Ни я, ни Шалашов этим правом не располагали. Мы отправляли промежуточные акты в департамент экономики и финансов. Как дальше там происходила оплата, мне неизвестно. Мне это стало известно только из материалов дела», — подчеркивает она.
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум в Басманном суде Москвы
Антон Денисов/РИА «Новости»Подсудимая отмечает, что она не встречалась с Серебренниковым для согласования программы «Платформы» ни в 2012, ни в 2014 году. В то же время она вспоминает, что режиссер приходил к ней в 2013 году. «Может 10 минут поговорили о мероприятиях, в целом о проекте», — рассказывает Апфельбаум.
По словам подсудимой, Екатерина Воронова какое-то время общалась с ней и вдруг пригласила ее в «Гоголь-центр» на премьеру спектаклей. «Тогда мне не казалось чем-то подозрительным. Я думаю, что ее попросил пригласить меня Серебренников», — считает Апфельбаум.
Режиссер, художественный руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников и директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум в Басманном суде Москвы, 18 июля 2018 года
Михаил Воскресенский/РИА «Новости»Апфельбаум комментирует переписку с Евгенией Шерменевой, работавшей тогда заместителем Сергея Капкова, который в то время был руководителем департамента культуры Москвы. «Мне звонил Серебренников. Говорил, чтобы я сходила на прием к Капкову. Говорил, чтобы я шла работать в московскую организацию. Малобродский мне, наоборот, говорил, что не надо ходить к Капкову», — объясняет Апфельбаум, уточняя, что это ее личная переписка и к делу она никакого отношения не имеет.
Она прокомментировала еще несколько переписок, которые, по ее словам, не имеют отношения к «Платформе».
Апфельбаум объясняет, почему именно Серебренников подписывал документы. Она напоминает, что Минюст не согласовал проект, разработанный Минфин. В проекте финансового ведомства «Седьмая студия» шла приложением к тексту, а Минюст требовал прописать «Седьмую студию» в самом проекте. Возник вопрос авторского права.
«Мы начали думать, как прописать это авторство. В итоге родилось лицензионное соглашение между Серебренниковым и «Седьмой студией». Было бы правильно, чтобы от «Седьмой студии» документы подписывал Серебренников»,— подчеркивает она.
Далее Апфельбаум комментирует переписку с Дмитрием Мозговым, который сейчас, по ее словам, является заместителем председателя совета театральных деятелей. «Здесь, я так понимаю, следствие зацепилось за то, что Итин привез мне статуэтку», — начинает Апфельбаум. Она отмечает, что речь идет о двух статуэтках, которые предназначались двум театрам. Они не смогли их получить в ярославском театре, где работал Итин, поэтому их должна была передать Апфельбаум. Но это, по ее словам, не имеет отношения к «Платформе».
Что касается переписки с Малобродским, генпродюсер «Седьмой студии», по ее словам, спрашивал, сколько денег просить у Минфина. «Все понимали, что проект будет больше (70 млн рублей). Поэтому Малобродский спрашивал, какую сумму подавать в Минфин», — отмечает Апфельбаум. Какую сумму попросишь у Минфина, такая и будет в субсидии, отмечает она. При этом никто точно не знал, насколько дороже выйдет проект, поэтому Малобродский в итоге просил у Минфина субсидию на «Платформу» в 70 млн руб.
Апфельбаум утверждает, что в данной ситуации не может идти речи о том, что она что-то диктовала. «Не было никакого документа. Счетная палата могла позвонить в любой департамент и задать любой вопрос. Они мне позвонили и спросили, я дала свои пояснения», — уточняет подсудимая.
Замдиректора департамента Минкультуры России Софья Апфельбаум на пресс-конференции в Москве, 2010 год
Владимир Федоренко/РИА «Новости»Комментируя письмо про сметы от февраля 2013 года, Апфельбаум отмечает, что Счетная палата просила переделать отчет, а она, в свою очередь, попросила Олесю Махмутову посмотреть его. «Что касается мероприятия, я прошу сделать сметы. Нас упрекали за то, что мы сметы не собираем. Мы их подготовили», — заявляет она.
Зачитывание переписки окончено. Апфельбаум начинает комментировать ее. «В нем конкурсного больше, чем во всех остальных фестивалях. Здесь Евгения (Соколова) просто советуется. Когда были расходы, например, авиабилеты, тогда министерство обязано объявлять аукцион. А для нас это еще хуже, потому что тогда шанс провести мероприятие сводился бы к нулю. Евгения спрашивает моего совета. Я обращаю внимание, что здесь никаких указаний я не даю», — замечает Апфельбаум.
Как объясняет Апфельбаум, Соколова выполняла всю мелкую работу со стороны министерства по «Платформе». При этом сама подсудимая начала принимать участие в самые сложные и ответственные моменты.
Далее — письмо Апфельбаум Вороновой. «Чтобы иметь ответы доброжелателем, давайте сделаем сравнительную таблицу, чтобы показать, что мероприятий меньше не стало».
Затем зачитывается ответное письмо Вороновой: «Как сообщили сотрудники, соглашение за 2014 год подписано. У нас срок получения денег — 20 марта, можно ли получить их раньше?»
Ответ Апфельбаум: «Оставим вам пригласительный».
Судья сообщает, что далее Малобродский переслал Апфельбаум несколько смет. Он посетовал, что Апфельбаум не смогла присутствовать на премьере. «Возмущение, ведь раньше всегда такие сметы прокатывали, а теперь, Такие сметы каждый дурак рисовать может, Серебренников орет, что надо идти к Капкову, а ГИТИС — болото. Наоборот орет, что туда идти не надо, что там все воры. А сегодня договорились, что надо брать МХТ», — гласит переписка.
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и режиссер Кирилл Серебренников во время заседания Мещанского суда Москвы, 7 ноября 2018 года
Sergei Karpukhin/ReutersСудья зачитывает переписку с другого диска: Апфельбаум от Малобродского. «Спасибо за письмо с упоминанием о нашей договоренности. Вчера вернулась Мария, координатор с нашей стороны. Смету вышлю завтра. Надеюсь вас видеть на премьере оперетты «Понарошку»».
Теперь судья оглашает письмо Софьи Апфельбаум, которое она отправила Александре Балашовой. «Про аукцион я уточню», — писала Апфельбаум и просила сократить численность сотрудников. «Если у нас будет конкурс, тогда из сметы нужно убрать проживание. Мы не можем оплачивать юриста, экономиста и бухгалтера. Предлагаю кого-то из них спрятать администратором», — ответила ей Балашова.
Далее идет переписка между Александрой Балашовой и экс-бухгалтером «Седьмой студии» Ларисой Войкиной. «Привезем к 15 часам. Вы будете?», — писала в 2015 году Войкина. Она также указывала, что у театральной компании не сохранился отчет по первому траншу за 2014 год.
Затем судья Аккуратова оглашает сразу несколько писем Софьи Апфельбаум, которые она отправляла своей бывшей подчиненной Соколовой. К одному из сообщений прикреплена таблица разногласий между Минкультом и Минфином по проекту «Платформа». Также оглашается переписка с Малобродским, который указывает, что если министерство ограничится 10 млн рублей — той суммой, которая была выделена «Седьмой студии» в 2011 году — они попробуют остаться в рамках бюджета.
Директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский во время заседания по уголовному делу «Седьмой студии» в Мещанском районном суде, нобябрь 2018 года
Кирилл Зыков/Агентство «Москва»Судья оглашает переписку. В одном из писем Апфельбаум пишет: «Платформа — на мой взгляд, это конкурс, в нем конкурсного больше, чем во всех наших фестивалях вместе взятых». Директор РАМТ также пишет экс-сотруднице Минкульта Александре Балашовой с просьбой «не замораживать тему с соглашением». «По всем мероприятиям пусть сделают отчеты самые обобщенные. <...> Зарплату пусть назовут орграсходами», — говорится в письме.
Участники процесса разместились в зале. Сторону гособвинения сегодня представляет прокурор Олег Лавров. Судья Ирина Аккуратова вошла в зал суда, процесс начался. Адвокат экс-сотрудницы Минкульта Ирина Поверинова сразу же заявляет ходатайство — зачитать протокол переписки ее подзащитной. Стороны не против, судья начинает листать материалы дела.
Тезисы с последнего заседания
— Софья Апфельбаум заявила, что Серебренников отправлял как минимум два письма Дмитрию Медведеву, касающиеся «Платформы». В первом он предлагал проект, а во втором просил не останавливать финансирование.
— Режиссер получил одобрение от Медведева, однако не понимал, как его юридически оформить. Вопрос субсидирования «Платформы» решали сразу три ведомства — Минкульт, Минфин и Минюст. Финальном версия документа была принята третьим.
— По словам Апфельбаум, проект положительно оценивался правительством. Вопросов также не возникло у проверяющих органов. Она отметила, что закрыть «Платформу» решил Владимир Мединский, который в 2014 вступил на пост главы Минкульта.
— Апфельбаум заявила, что не вступала в сговор с Серебренниковым.
— Проект «Седьмой студии» был недорогим. «Это финансирование ниже среднего», — ответила экс-сотрудница Минкульта. Она привела в сравнение Московское биеннале, которое идет несколько месяцев — на него было потрачен порядка 60-80 млн рублей. В то время как год «Платформы» обошелся государству в 70 млн рублей.
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и режиссер Кирилл Серебренников во время заседания Мещанского суда Москвы, 7 ноября 2018 года
Сергей Мамонтов/РИА «Новости»Напомним, что на восьмом заседании по делу «Седьмой студии», которое проходило 22 ноября, Малобродский заявил, что никогда и ни с кем не обсуждал выплаты процентов за обналичивание денег, выделенных Минкультом.
Также стало известно, что Синельников заключил два контракта с «Гоголь-центром» — об организации концерта в фойе театра, а также о поставке декораций для «Гамлета». Однако, по мнению Малобродского, эти документы не имеют отношения к «Платформе».
Выяснилось, что «Седьмой студии» было запрещено приобретать что-либо в собственность. Тем не менее, компания купила рояль стоимостью 5 млн руб. По заверении «Платформы» его перевезли в «Гоголь-центр». Малобродский подчеркнул, что инструмент был куплен в целях экономии денег: рояль якобы было дешевле приобрести, чем арендовывать к каждому спектаклю.
Режиссер Кирилл Серебренников на пресс-конференции, посвященной открытию проекта «Платформа» на «Винзаводе», 2011 год
Владимир Вяткин/РИА «Новости»Тем временем, все подсудимые уже прибыли в Мещанский суд. Заседание было назначено на 09:30 по Москве, однако уже по сложившейся традиции задерживается.
Что стало известно на заседаниях
— Фигуранты дела не признают свою вину в мошенничестве. Их назначили гражданскими ответчиками по иску Минкультуры, которое требует взыскать с подсудимых 133 млн ущерба.
— Серебренников не вникал в вопросы госфинансирования и не распоряжался деньгами из кассы. Будучи худруком, он получал 100 тыс. рублей в месяц. Примерно такая же зарплата была у Малобродского на должности генпродюсера «Седьмой студии».
— По словам режиссера, «Платформа» закрылась после того, как пришел новый глава Минкульта Владимир Мединский, которому «Платформа» якобы «не пришлась по вкусу».
— Подписи на некоторых договорах, заключенных «Седьмой студией» от лица Алексея Малобродского, были подделаны.
— В одном из писем Малобродского, которое огласил суд, фигурирует смета, в которой указано имя ИП Синельникова. «Синельникову — 800 тысяч», — помечается в смете. Стало известно, что индивидуальный предприниматель получал деньги за помощь в постановке «Сна в летнюю ночь».
Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и режиссер Кирилл Серебренников во время заседания Мещанского суда Москвы, 7 ноября 2018 года
Сергей Мамонтов/РИА «Новости»Фигуранты «признают обналичивание каких-то денег, уход от уплаты налогов», однако, по их словам, все средства использовались для организации спектаклей. Об этом еще в прошлом году сообщала адвокат Ирина Поверинова, которая защищает Софью Апфельбаум. Юрист заявила, что действия сотрудников «Седьмой студии» являются нарушением финансовой дисциплины, но не преступлением.
Репетиция проекта «Платформа» режиссера Кирилла Серебренникова на «Винзаводе», 2011 год
Владимир Вяткин/РИА «Новости»СК и прокуратура подтверждают, что «Седьмая студия» действительно провела все мероприятия, заявленные в проекте субсидии. Однако, по данным ведомств, сотрудники театральной компании предоставляли в Министерство культуры финансовые и творческие отчеты с заведомо недостоверными сведениями.
По данным следствия, обвиняемые украли деньги путем их обналичивания. С финансовыми вопросами им якобы помогал индивидуальный предприниматель Синельников.
В обвинительном заключении говорится, что Серебренников и Итин создали преступную группу и вовлекли в нее остальных фигурантов. Все это якобы было сделано для хищения 133 млн рублей, которые Минкульт в 2011–2014 годах выделил на проект «Платформа», занимавшийся популяризацией современного искусства. В его рамках ставились театральные и музыкальные спектакли.
Помимо Апфельбаум, фигурантами «театрального» дела являются режиссер Кирилл Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, экс-гендиректор организации Юрий Итин, а также бухгалтер Нина Масляева и продюсер Екатерина Воронова. Дела в отношении последних двух выделены в отдельное производство — Масляева признала вину и заключила сделку со следствием, а Воронова уехала из России и была объявлена в международный розыск.
Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский (слева) и Юрий Итин и Софья Апфельбаум (справа)
РИА «Новости»/Коллаж «Газета.Ru»Доброе утро, дорогие читатели «Газеты.Ru»! Мещанский суд Москвы продолжает рассматривать дело «Седьмой студии», сотрудники которой обвиняются в хищении многомиллионной суммы, выделенной Минкультом на проект «Платформа». Сегодня продолжится допрос экс-сотрудницы ведомства, директора РАМТ Софьи Апфельбаум. Мы будем внимательно следить за ходом процесса и сообщать вам о главном.