Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко направила главе норвежского парламента личное обращение, в котором указала, что задержание сотрудника Совфеда Михаила Бочкарева в Осло является провокацией.
«Я написала личное письмо председателю Стортинга (норвежского парламента — «Газета.Ru»), где изложила свою позицию, что это чистейшей воды провокация. Не было никаких оснований и причин для такого рода действий», — сообщила Матвиенко журналистам.
По ее словам, если эта провокация была запланирована, то «это подлость» и такой прецедент не красит структуры ЕС, организовавшие семинар, после которого задержали россиянина.
Она также сообщила, что для освобождения Бочкарева по линии МИД и по парламентской линии будут приниматься все необходимые меры. «С первых минут, когда мы получили информацию, активно выключились в работу по защите нашего сотрудника», — отметила председатель Совфеда.
Матвиенко добавила, что рассчитывает на скорейшее освобождение Бочкарева, подчеркнув, что для этого будет сделано все возможное. Она также уточнила, что российская сторона не уверена, стоит ли впредь участвовать в семинарах, организованных структурами ЕС.
Информация о задержании россиянина в Норвегии появилась в СМИ 23 сентября. По данным издания Aftenposten, ссылающегося на полицию безопасности страны (PST), его арестовали на две недели по подозрению в незаконной разведывательной деятельности.
Сообщается, что 51-летний гражданин России провел в парламенте Норвегии семинар на тему оцифровки данных. В мероприятии участвовали 79 человек из 34 стран. Все они работают в администрациях парламентов. Организацией семинара занимался Европейский центр парламентских исследований и документации (ECPRD).
По завершении семинара вечером 21 сентября россиянина задержали в аэропорту Осло. На следующий день окружной суд норвежской столицы отправил его в тюрьму.
Как подчеркивается в материале издания, арестованного мужчину подозревают в нарушении статьи 121 Уголовного кодекса Норвегии, предусматривающей ответственность за незаконную разведывательную деятельность против государственной тайны. Срок наказания за такое правонарушение — три года тюрьмы.
Своей вины россиянин не признает, а арест считает «недоразумением», сообщил изданию его адвокат.
Впоследствии задержание гражданина России подтвердили в российском МИДе. Там же установили и личность арестованного мужчины: им оказался сотрудник Совфеда Михаил Бочкарев. Оказалось, что в Норвегии он был по приглашению самого ECPRD для участия в международном семинаре.
В связи с арестом Бочкарева «по фальшивому обвинению в разведывательной деятельности» внешнеполитическое ведомство РФ выразило решительный протест норвежскому послу.
В Осло, в свою очередь, заявили, что дело россиянина, которого задержали по подозрению в сборе данных, не является политическим, а рассматривается в рамках уголовного законодательства. Об этом сообщила премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг. «Это дело, которое относится к сфере уголовного законодательства, вопрос не политический», — сказала она агентству NTB.
Премьер-министр отказалась комментировать меры безопасности в парламенте, где россиянин участвовал в семинаре. Подозрения, которые он якобы вызвал своим поведением, основаны на том, что Бочкарев мог оказаться в тех помещениях парламента, куда запрещено входить посторонним.
«На этот вопрос должен ответить Стортинг. Ситуация такова, что именно Стортинг предупредил полицию безопасности об этом деле», — отметила премьер-министр.
Прокомментировал ситуацию также и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. На полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН журналист задал ему вопрос о том, зачем Россия направляет в Норвегию сотрудников своей разведки. «Ваш мозг был промыт пропагандой?» — ответил ему глава российского внешнеполитического ведомства.
Лавров добавил, что происходящее с гражданами РФ за границей вызывает недоумение российских властей, и отметил, что «норвежское гостеприимство бьет все рекорды».
Случаи задержания россиян за рубежом по подозрению в разведывательной деятельности нередки. 16 июля в Вашингтоне подобная ситуация произошла с гражданкой России Марией Бутиной. Американские власти вменили ей в вину работу иностранным агентом в интересах РФ и работу на российского чиновника, на которого наложены санкции США.
Если ее вину признают, то ей грозит до 15 лет лишения свободы. Сама Бутина свою вину категорически отрицает. В Москве обвинения в адрес россиянки считают надуманными. По словам адвоката арестованной девушки, она не совершала никаких противоправных действий, а ее контакты в США связаны с учебой в местном университете по специальности «международные отношения». Впрочем, на судью эти доводы не действуют — Бутина до сих пор находится под арестом.