Полгода без Скрипалей: родственники теряют надежду
Новый поворот в деле Скрипалей: обвинения Лондона голословны
Кадр с камеры наблюдения в британском Солсбери, полицейское оцепление около торгового центра в Солсбери и племянница Сергея Скрипаля Виктория на российском телевидении, коллаж
Andrew Matthews/AP и Tatyana Makeyeva/ReutersНа этом, дорогие читатели, «Газета.Ru» заканчивает рассказывать вам в режиме реального времени о том, что сейчас происходит в России и мире в связи с делом Скрипалей. Впереди — заседание Совбеза ООН, на котором наверняка скажут что-то интересное. Отдел «Политика» «Газеты.Ru» будет следить за развитием событий в ООН. Отдел «Общество», тем временем, прощается с вами, но обещает вернуться с новостями о деле об отравлении Скрипалей, как только они появятся. Оставайтесь с нами.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров не верит в правдивость теории отравления Скрипалей, выдвинутой британскими властями. «Да», — сказал Лавров, отвечая на вопрос РИА «Новости», являются ли выдумщиками авторы теории отравления Скрипалей.
В ответ на вопрос об источниках идей он сказал: «Откуда все, из интернета».
Интерес к Александрам Петровым, с одной стороны, понятен. С другой стороны, лондонская полиция утверждает, что имена подозреваемых могут быть псевдонимами. От вопросов о настоящих именах «отравителей» следователи уходят. «У нас есть серьезные линии расследования, и сейчас нам нужно поговорить с людьми, либо видевшими подозреваемых в Великобритании, либо узнавшими или знающими их. Вот почему мы распространяем призыв по всему миру», — сказал РИА «Новости» представитель Скотленд-Ярда.
После того, как Великобритания назвала имена подозреваемых в отравлении Скрипалей, во всем мире и в России ожидаемо вырос интерес к мужчинам по имени Александр Петров. С Русланом Бошировым немного сложнее — все-таки у нас эта фамилия пишется, как правило, через «а». Бульварное британское издание Mirror сегодня опубликовало сенсационный материал: оно выяснило, что дед Александра Петрова по имени Иван Старченко служил в годы Второй мировой войны с СМЕРШе — контрразведывательной организации, название которой, как известно, расшифровывается как «Смерть шпионам». Приводятся подробности — якобы дед предполагаемого отравителя Скрипалей входил в состав 31 стрелковой бригады, воевавшей на Первом Украинском фронте.
Издание ссылается на Сергея Канева, корреспондента Центра управления расследованиями, закрытого после того, как стало известно содержание переписки его сотрудников, отправивших в ЦАР троих журналистов.
Тем временем, племянница экс-полковника ГРУ Виктория Скрипаль считает, что узнать о месторасположении родственников лично ей удастся лишь через 10 лет – когда вся нынешняя политическая элита в Великобритании уйдет в небытие.
«Ее место займут другие люди, и вот тогда я смогу попасть в Великобританию», — заявила она.
О месторасположении Скрипалей нет информации уже на протяжении полугода. Об этом 4 сентября напомнил пресс-секретарь посольства России в Лондоне.
«В течение шести месяцев они остаются в изоляции под полным контролем британских властей. Они находятся вне поля зрения общественности, в неизвестном месте, лишены возможности свободного общения и переписки с родственниками, друзьями, журналистами и официальными представителями России, не могут свободно передвигаться», — заявил он.
Пресс-секретарь отметил, что этими действиями Лондон грубо нарушает законное право России на общение со своими гражданами. Оно предусмотрено Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года и Консульской конвенцией 1965 года.
По данным посольства, за полгода российская направило более 70 нот и писем в МИД, МВД и полицию Великобритании.
В ближайшее время в газете The New York Times выйдет большая статья об инциденте в Солсбери. Ее издание писало совместно с племянницей экс-полковника ГРУ. Виктория Скрипаль также не исключила, что в будущем о ситуации с ее родственниками выйдет книга.
«Про книгу — конечно, может, и есть когда-то в плане. Сейчас же я знаю, что The New York Times готовят не то что книгу, но большую статью. Она должна выйти буквально через одну-две недели. Я с ними плотно работаю, консультирую», — заявила Виктория.
Отметим, что накануне издание «Фонтанка» писало, что сотрудник компании по производству иммунобиологических препаратов «Микроген» Александр Петров имеет такие же данные, как и мужчина, подозреваемый Великобританией в отравлении Скрипалей.
«О Петрове известно еще меньше. По документам он родился 13 июля 1979 года. Человек с такими датой рождения и именем-фамилией встречается в списке сотрудников «Микрогена», — заявил портал.
Сам же Александр Петров, имя и фамилия которого совпадает с данными подозреваемого в отравлении, заявил, что к истории со Скрипалем он не имеет никакого отношения.
«Это полное совпадение: я не то что в Лондон, я даже до Алтая не могу доехать», — сообщил он изданию RT.
Подозреваемый в попытке убийства Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери Александр Петров
Metropolitan policeПесков также отметил, что в Кремле сожалеют об отказе Лондона взаимодействовать с Россией по делу Скрипалей. Один из журналистов высказал мнение о том, что Великобритания не взаимодействует с РФ по данному преступлению, так как считает, что это не имеет смысла после «дела Литвиненко».
«Здесь вы очень красноречиво сами подтвердили позицию, которую занимает Лондон. Позиция заключается в том, что нет смысла. Вот это, наверное, главная фраза. И если они не видят смысла, то мы можем только сожалеть», — ответил пресс-секретарь президента.
Тем временем, заявление по делу Скрипалей сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он сообщил, что Россия сможет начать проверки личностей подозреваемых в отравлении только после получения запроса от британской стороны.
«Для того чтобы мы могли что-то делать в этом направлении, нам необходимо получить запрос. Это обычная международная практика. Дело в том, что публикации в СМИ и заявления в парламенте не являются этим запросом и не могут им являться», — пояснил он.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков
Сергей Гунеев/РИА «Новости»Звонки от Юлии Скрипаль идут с британского номера, отметила Виктория. Однако, где конкретно находятся родственники, она не знает. «Единственное, что я знаю, что до ЧМ-2018 с Юлей виделась ее подруга. Она с ней встречалась не у них дома, а где-то в Лондоне», — добавила Скрипаль.
На вопрос, почему ей еще не удалось встретиться с родственниками в Лондоне, Виктория Скрипаль заявила: «У меня есть достоверная информация о том, что в первый раз в визе мне лично отказала Тереза Мэй. Второй раз был чисто формальный отказ. Я считаю, что если бы Сергей Скрипаль был жив, не было бы никаких препятствий для моей поездки. Видимо, они думают, что я такой же террорист, приеду с «Новичком» и дотравлю родственников на месте. Только так я могу объяснить неоднократные отказы в визе».
Племянница Скрипаля сообщила, что на данным момент она хочет «две простые вещи».
«Во-первых, чтобы Юлия вернулась домой и жила своей прежней жизнью — занималась своим домом, собакой, которая до сих пор содержится в приюте для животных. Во-вторых, я хочу, чтобы Сергей Викторович каждые две недели звонил своей маме, как у нас и было заведено до отравления. Чтобы он спрашивал о ее здоровье. Если он позвонит, никакие СМИ об этом не узнают. Человеку 91-й год, она ждет этого звонка. Ей больше ничего не надо — ей нужен один телефонный звонок от сына», — заявила Виктория Скрипаль
Если бы с ее дядей все было хорошо, отмечает девушка, он бы точно вышел на связь. «Покажите нам, что он живой!», — подытожила она.
Слово снова берет Виктория Скрипаль. Журналисты просят ее подтвердить информацию о сотрудничестве с Первым каналом по предоставлению эксклюзивной информации о состоянии экс-полковника ГРУ и его дочери.
«Когда все это случилось, меня уволил работодатель именно за дело Скрипалей. Одним из пунктов для получения визы было трудоустройство. Первый канал согласился принять меня на работу по срочному контракту, чтобы у меня была возможность предоставить нужные документы в посольство. При этом я никому из журналистов в комментарии не отказывала», — сообщила Виктория.
Заявление премьера Великобритании Терезы Мэй о том, что обвиняемые в отравлении Скрипалей являются агентами ГРУ, является голословным, считает сенатор Ольга Ковитиди.
«Это ничем не подтвержденная информация. Что говорить России? Если сегодня кольцо НАТО возле наших границ, столько угроз в адрес РФ. Если мы будем отвечать на каждую угрозу, они устанут воспринимать все то, чем мы занимаемся. Провокация со Скрипалем, имеющая исключительно политический характер, должна рассматриваться как действия вне международного правового поля. Я твердо уверено, что придет время, когда будет установлено, для чего Великобритании это было нужно», — сообщила член Совфеда.
Ведущий пресс-конференции дал слово члену комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Ольге Ковитиди. Сенатор заявила, что Россия будет говорить «только языком факта».
«Так и не обнаружена страна-изготовитель «Новичка». То, что нам рассказывают о том, что производителем является Россия — это ложь. Лаборатория Портон-Даун подтвердила, что яд был изготовлен не нами. Организация по запрету химоружия также не выяснила страну происхождения», — сообщила Ковитиди.
По ее мнению, в расследовании этого преступления вопросов больше к британской стороне.
Виктория Скрипаль заявила, что людей, которых британская полиция обвиняет в покушении на Сергея и Юлию, она не знает. «Этих людей в нашем ближнем и дальнем окружении не было. Спасибо большое, что на этот раз британская правительство проявило хоть какую-то смекалку — один русский, другой татарин. Не оба лица славянской национальности — и на том спасибо», — заявила женщина.
В пресс-центре НСН началась встреча журналистов с Викторией Скрипаль. По ее словам, в последнем разговоре дочь экс-шпиона ГРУ Юлия заявила, что чувствует себя нормально, продолжает лечение и бегает по утрам.
«Я спросила, какие у тебя планы на будущее. Юлия ответила, что главная задача — вылечить папу. «Как только он поправит свое здоровье, я вернусь обратно в Россию», — сказала она мне. О Сергее же мы ничего не знаем уже седьмой месяц», — сообщила Виктория.
Пресс-конференция племянницы экс-шпиона ГРУ начнется совсем скоро. Отметим, что две недели назад Виктория Скрипаль заявила, что ее дяди может уже не быть в живых. По ее словам, последний раз на связь с Юлией Скрипаль удалось выйти в конце июля. При этом Сергей к трубке не подошел – дочь объяснила это тем, что у отца в горле трубка, и говорить он не может.
«Нам обещали, что через три дня будет звонок. Прошел уже практически месяц, а звонков нету», — заявила племянница.
По ее словам, Сергей Скрипаль очень любит свою мать и при любой удобной возможности связался бы с ней. «Мы ждем, особенно бабушка, она очень ждет звонка от сына. Он хороший человек», — заявила родственница бывшего шпиона РИА «Новости».
Сергей Скрипаль с дочерью Юлией
ukr.media/Global Look PressНеожиданный вопрос возник 5 сентября и в редакции «Газеты.Ru». Дело в том, что несостыковки обнаруживаются в судьбе флакона духов, в котором, по предположению полиции, содержался «Новичок».
По мнению следователей, флакон из-под духов использовался для нанесения «Новичка» на двери дома Скрипалей. Позже его нашел Чарли Роули, после чего подарил своей подруге Дон Стерджесс, приняв за духи, которые «выглядели дорогими». Однако в интервью после выхода из больницы он говорил, что коробка с духами была запечатана, и ему пришлось открывать ее ножом. Таким образом, непонятно, как духи, уже однажды использовавшиеся, оказались запечатанными.
Подробнее о месте флакона духов в расследовании можно прочитать в нашем материале.
Россия полностью отвергает обвинения, предъявляемые британскими властями и продолжает настаивать на том, что двум странам необходимо сотрудничать в расследовании инцидентов в Солсбери и Эймсбери. Пока что в деле больше вопросов, чем ответов — несмотря на то, что Лондон заявляет, что у него достаточно доказательств для обвинения Александра Петрова и Руслана Боширова в покушении на жизнь Скрипалей.
Сегодня министр по вопросам безопасности Великобритании Бен Уоллес заявил, что отравление Скрипалей было согласовано на высшем уровне российской власти. По его словам, ответственность за преступление несет президент России Владимир Путин.
«Ответственность за деятельность ГРУ в конечном счете лежит на лидере страны. Так же происходило бы и в любом другом государстве», — заявил Уоллес телеканалу SkyNews.
Security minister Ben Wallace says Vladimir Putin "bears very strong responsibility" for the poisoning of former spy Sergei Skripal and his daughter Yulia
— Sky News (@SkyNews) 6 сентября 2018 г.
Get live updates here: https://t.co/5BN45uhIor pic.twitter.com/0J4LKjNWO0
Мария Захарова указала на нестыковки на опубликованных Лондоном снимках подозреваемых. На двух стоп-кадрах, отметила дипломат, мужчины проходят через одно и то же место в одно и то же время. Но делают это по отдельности, как если бы они умели «ходить одновременно». Захарова сделала вывод, что дата и время съемки могли быть наложены на снимки.
Представитель МИД также отметила, что у британских властей должны быть визы предполагаемых отравителей. Тем не менее, эти документы Лондон пока не раскрывает.
5 сентября в МИД России был вызван посол Великобритании Лори Бристоу. На встрече он отказался раскрывать какую-либо информацию о ходе расследования дела Скрипалей. Захарова впоследствии заявила, что поражена «тотальным хамством» Лондона.
Российскому МИД имена подозреваемых не знакомы. Официальный представитель ведомства Мария Захарова призвала Лондон перейти от публичных обвинений к совместному расследованию преступления. Она отметила, что Москва по-прежнему готова к сотрудничеству с британской полицией и готова искать подозреваемых.
«Газета.Ru» приветствует всех заинтересованных в ходе расследования дела Скрипалей. Накануне британская прокуратура назвала имена подозреваемых в отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Это россияне Александр Петров и Руслан Боширов. Лондон, однако, предполагает, что эти имена являются псевдонимами — настоящие пока неизвестны. Племянница Сергея Скрипаля Виктория сегодня дает пресс-конференцию. На ней она прокомментирует последние заявления полиции Великобритании.