Михаил Ходорковский принял решение о прекращении финансирования Центра управления расследованиями (ЦУР) после гибели российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Заявление Ходорковского опубликовано на сайте МБХ Медиа.
Это произошло после того, как агентство ФАН опубликовало переписку организаторов и участников поездки в Центральноафриканскую республику, из которой следует, что командировка была организована недостаточно тщательно, вопросы безопасности продуманы не были, а единственным человеком, на помощь которого в ЦАР рассчитывала группа, был некий Мартин, о котором у организаторов поездки были чрезвычайно скудные сведения.
«По результатам изучения всех доступных мне материалов и обсуждения результатов с опытными журналистами-расследователями, я пришел к выводу, что существенной ошибкой при подготовке поездки стал подбор человека на месте (фиксера), — заявил Михаил Ходорковский. — Ответственность за эту ошибку и в целом за качество подготовки поездки частично лежит на продюсерской группе ЦУРа».
Возложив частичную ответственность за гибель Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко на организаторов поездки в ЦАР, Михаил Ходорковский принял отставку главного редактора ЦУР Андрея Коняхина.
«Даже частичная ответственность — это слишком много в такой ситуации. Поэтому я принимаю к сведению заявление об отставке главреда ЦУР Андрея Коняхина и прекращаю, в качестве инвестора, поддерживать проект «Центр управления расследованиями», — написал Ходорковский.
ЦУР, между тем, разместил на своих страницах в соцсетях заявление самого Андрея Коняхина. «Всем, кто нас читал и смотрел. ЦУРа больше нет. И меня как главного редактора. Не могу больше написать ни слова о том, что не связано с убийством наших друзей в Африке, — заявил бывший главред центра и организатор поездки в ЦАР. — Это не профессиональная деформация. Просто не хочу думать ни о чем другом. И не буду, пока не найду всех причастных. Несу всю ответственность. Теперь как независимый корреспондент буду искать этих тварей, которые убили группу. И давайте без деталей и подробностей. Не комментирую».
Это было первое публичное заявление Коняхина в соцсетях после того, как 31 июля стало известно о том, что отправившиеся 27 июля в ЦАР журналисты были расстреляны.
Напомним, 27 августа агентство ФАН опубликовало попавшие в его распоряжение скриншоты переписки участников поездки и ее организаторов. В числе последних были Андрей Коняхин, глава Центра управления расследованиями, Анастасия Горшкова, его заместитель, Родион Чепель, журналист, сотрудничавший с ЦУР, и Анастасия Кулагина, специалист ЦУР по мультимедиа. Публикация вызвала волну возмущения – прежде всего, в журналистском сообществе, — поскольку оказалось, что поездка была организована непрофессионально.
Андрей Коняхин, главный редактор ЦУР, подтвердил подлинность переписки. Однако говорить о ее содержании он согласился лишь с двумя СМИ – радиостанцией «Эхо Москвы» и телеканалом «Дождь».
В телефонном разговоре с радиостанцией «Эхо Москвы» 28 августа Коняхин подтвердил подлинность переписки, однако заявил, что она была опубликована лишь частично. «Основные переговоры, естественно, проходили в личных беседах и в личных встречах долгих, в крайнем случае, по телефону», — объяснил он.
Он назвал ее «оценочной» и «выборочной», обвинив агентство ФАН в том, что оно добыло переписку незаконным образом.
Коняхин расценил публикацию как информационный «вброс», обвинив агентство в том, что оно пытается увести расследование гибели журналистов в сторону: вместо того, чтобы сосредоточиться на поисках убийц, по его мнению, общественность увлеклась изучением организационных деталей.
На вопросы ведущих радиостанции, касавшиеся организации поездки, Андрей Коняхин отвечал весьма неохотно. В частности, когда ведущий спросил его, почему для участников поездки в одну из самых опасных стран мира не были предусмотрены бронежилеты, главред ЦУР ответил: «Мы обсуждаем конкретный вброс РИА ФАН или мы сейчас пытаемся перейти на другую тему? На эту тему я говорить не готов. Я считаю, что организация поездки была на достаточном уровне».
В комментариях телеканалу «Дождь» 28 августа Коняхин также заявил: «Это рабочая переписка, опубликованная частично. Практически 90% информации носит технический характер и делать из этого какие-то выводы просто абсурдно. Все основные обсуждения происходили в устной форме: мы встречались и долго все обсуждали, иногда по телефону».
Журналистское сообщество, друзей и коллег погибших в ЦАР на третий день пребывания в стране Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко эти объяснения не удовлетворили. В соцсетях Андрея Коняхина не раз призывали ответить на вопросы об организации поездки. Поздним вечером 29 августа он объявил, что больше не является главным редактором Центра управления расследованиями. Сам центр также прекращает свое существование.