Мужчина, повредивший картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которая находится в Государственной Третьяковской галерее, признался, что пребывал в нетрезвом состоянии, когда совершал эти действия. В сети появилось видео его допроса.
«Приехал посмотреть на нее (картину), в восемь вечера зашел в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло чего-то», — рассказал задержанный на допросе. Он также подтвердил, что вполне осознает тяжесть своей вины.
Однако пребывание в состоянии алкогольного опьянения было не единственной причиной такого поступка. Мужчина также заявил, что хотел восстановить историческую достоверность. Отметим, что на полотне Ильи Репина изображен Иван Грозный вместе с сыном, которого, согласно картине, он сам и убил. Однако факт совершенного царем убийства царевича до сих пор остается предметом спора историков. Многие из них сомневаются в правдивости этой истории.
Вечером 25 марта на картину «Иван Грозный и сын его Иван» было совершено нападение, в результате которого полотно получило многочисленные серьезные повреждения. Инцидент произошел перед закрытием музея примерно в 21:00. Вандал взял в руки находившийся в помещении музея металлический столбик ограждения, после чего разбил им толстое стекло, защищавшее картину от повреждений. О случившемся полиции сообщил охранник. Прибывшие на место преступления сотрудники органов задержали злоумышленника.
Позже выяснилось, что им является 37-летний воронежец. Он приехал в Москву и находился в городе без регистрации.
Нанесенные холсту повреждения оказались весьма серьезными. Полотно было порвано в трех местах в самом центре работы на фигуре царевича.
«От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали», — отметили в пресс-службе Третьяковской галереи.
Там также сообщили, что после получения информации о происшествии на место прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея и сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Они предприняли неотложные меры по спасению объекта культуры.
«По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея», — сообщили в пресс-службе.
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова не имеет возможности приехать, так как находится в заграничной командировке, добавили в галерее. Однако она постоянно получает оперативную информацию, поддерживает контакт с сотрудниками музея по телефону и передает о происходящем Министерства культуры РФ.
По факту произошедшего в отношении произведения искусства вандализма отдел дознания ОМВД России по району Якиманка города Москвы (УВД по ЦАО) возбудил уголовное дело.
На данный момент полиция выясняет у администрации Государственной Третьяковской галереи, по какой причине на картине отсутствовало антивандальное покрытие.
«Установлено, что стекло картины не было защищено антивандальной пленкой вопреки данным в служебных документах музея», — заявил источник в беседе с «Интерфакс».
Собеседник агентства также уточняет, что полиция не смогла получить записи видеокамер наблюдения, так как они по невыясненным к данному моменту причинам не сохранились.
Это не единственный в истории случай повреждения данного полотна. Аналогичная ситуация произошла 6 января 1913 года. Тогда на картину напал 29-летний старообрядец иконописец Абрам Балашов.
Он повредил холст, нанеся несколько ножевых царапин по лицу Ивана Грозного. Впоследствии совершившего преступление мужчину признали душевнобольным. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав об инциденте, покончил с собой.
Тогда восстановлением поврежденной картины сначала занимался сам художник, однако его манера написания картин к тому времени сильно изменилась. В январе 1913 года Репин переписал лицо царя, но результат при этом сильно отличался от оригинала. В том числе изменена была цветовая гамма. Тогда директор галереи Игорь Грабарь решил удалить нанесенные Репиным краски и восстановить слой акварелей и затереть его лаком. Таким образом предполагалось достичь оригинального изображения. После реставрации картина вернулась в экспозицию в том же году. Из-за нанесенных повреждений за ней следили реставраторы. По этой причине полотно ни разу не покидало стены галереи для демонстрации на выставках.
Холст находится под стеклом в Третьяковской галерее в зале номер 30 с 1927 года. Хранилище галереи, помимо основного полотна, также располагает его полным эскизом размерами 21,5 x 35 см, а также эскизами деталей.