Межгосударственный авиационный комитет (МАК) расшифровал данные параметрического самописца самолета Ан-148, разбившегося в Подмосковье 11 февраля. После расшифровки данных приборов стала известна вероятная причина крушения лайнера.
Проблемы с управлением возникли у экипажа спустя 2,5 минуты после взлета из аэропорта «Домодедово». Самолет успел подняться до 1,3 тыс. метров и шел на скорости 465-470 км/ч. Одновременно с этим индикатор скорости пилота и резервный индикатор начали показывать разные данные, после чего летчики были вынуждены отключить автопилот. Однако этот шаг не помог справиться с ситуацией. Командир воздушного судна Валерий Губанов видел разночтения между показателями модуля воздушных параметров (МВП) и данными на резервном экране, и
скорость на приборе командира была выше, чем данные о скорости на резервном приборе и индикаторе второго пилота.
30 секунд спустя расхождение данных достигло 30 км/ч, и автоматика дала команду экипажу сравнить скорость на приборах. Еще спустя 50 секунд, когда Ан-148 находился на высоте в 2 тыс. метров, команда повторилась. Экипаж, отключив автопилот, повел самолет на снижение, скорее всего, пытаясь набрать недостающую по приборам скорость.
Тангаж достигал 30 градусов, а в этот момент МВП командира самолета показывал нулевую скорость самолета. Резервный же индикатор демонстрировал весьма низкие для такого рода ситуации 200 км/ч. Столкновение с поверхностью земли стало неизбежным — в момент крушения скорость самолета достигала около 800 км/ч.
В МАК подчеркнули, что датчики показателей скорости могли просто-напросто обледенеть: из расшифрованных данных самописца следует, что обогрев внешних датчиков был выключен, что прямо противоречит и контрольной карте, и летному руководству для Ан-148.
Летчик первого класса, капитан Airbus A-320 Андрей Литвинов в разговоре с RT заявил, что могла иметь место и ошибка пилотирования, хотя версия с замерзшими датчиками вполне правдива.
«Системы обогрева датчиков должны были быть включены, поэтому, возможно, имел место их отказ. Однако пилоты отрабатывают упражнения на случай возникновения подобных ситуаций. В кабине даже висит таблица, в которой указано, какой нужно держать тангаж и обороты двигателя, чтобы не допустить сваливания самолета. Шансы спасти ситуацию у пилотов в таких ситуациях есть, поэтому, возможно, экипаж АН-148 совершил ошибку в пилотировании», — рассказал авиатор.
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета всю ночь работали над расшифровкой данных и физическим восстановлением самописцев. Из-за повреждений специалисты МАК разобрали защищенные модули памяти, сняв с них информационные носители. Данные о последнем полете удалось изучить благодаря сохранившимся на «черном ящике» записям на 16 полетах Ан-148. Параметрический самописец был установлен в технологическое наземное устройство. Специалисты восстановили информационные и питающие шлейфы «ящика», после чего информация бортового параметрического регистратора была успешно скопирована, отметили в комитете.
Сейчас ведется подготовка к копированию информации звукового самописца — после его расшифровки в комитете смогут получить новые данные, проливающие свет на причины трагедии, унесшей жизни 71 человека.
Также на экспертизу были отправлены оба двигателя разбившегося Ан-148. Сотрудники МЧС подняли из воронки, образовавшейся в земле при крушении, обломки и фрагменты двигателей. Они были отправлены автомобильным транспортном в ЛИИ им. Громова в город Жуковский, чтобы также стать объектами экспертизы МАК. Всего после расширения зоны поиска (с 30 га до 40 га. — «Газета.Ru») в районе крушения было найдено 2,7 тыс. обломков, заявил представитель оперативного штаба МЧС.
Кроме того, стало известно, что Следственный комитет России проверит версию МАК о причине крушения самолета Ан-148 наряду с остальными, передает ФАН.
«В соответствии с предположениями представителей МАК фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления (ППД) при выключенном состоянии систем их обогрева. Эти данные следствие будет рассматривать в совокупности с другими материалами уголовного дела», — говорится в сообщении СК РФ.
Ранее в СКР заявили, что взрыв самолета Ан-148, потерпевшего крушение в Подмосковье, произошел уже после столкновения с землей. «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета», — говорится в сообщении. СКР после крушения самолета Ан-148 в Подмосковье возбудил уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Самолет «Саратовских авиалиний», вылетевший из московского аэропорта «Домодедово» в Орск (Оренбургская область), разбился днем 11 февраля в Подмосковье. По данным Росавиации, связь с экипажем Ан-148 пропала спустя несколько минут после взлета из аэропорта. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Никто из 71 человека не выжил.