«Для вас такого словосочетания «снижение явки» просто нет. Это не аргумент. Никаких вариантов отступления, никаких фраз «да это же мне надо где-то 15% взять». Берите! Для этого сейчас созданы все условия», — цитирует местное издание «Алтапресс» слова зампредседателя правительства Алтайского края Виталия Снесаря, обращенные им к руководителям муниципалитетов.
Этот регион уже не в первый раз появляется в заголовках новостей по поводу явки во время выборов.
Так, в сентябре этого года ситуацию в Алтайском крае критиковала председатель Центризбиркома Элла Памфилова. «По большинству регионов в целом «досрочка» минимальна. По Ярославской области — 0,05%, Твери — 0,07%. Но у нас выбивается один регион — город Барнаул, Алтайский край. 14,4 тыс. человек, то есть 2,81%, проголосовали. Мы с вами всегда на что обращали внимание — если больше 1%, то это должно вызывать настороженность, пристальное внимание», — говорила Памфилова в среду перед Единым днем голосования.
Несмотря на возмущение главы ЦИК, ситуация только усугубилась.
Так, на утро пятницы накануне дня выборов явка на досрочное голосование в Барнауле составила 5,05%. В регион с проверкой был экстренно отправлен член ЦИК Александр Кинев.
Председатель избирательной комиссии Алтайского края Ирина Акимова объяснила тогда активное участие барнаульцев в досрочном голосовании по выборам городской думы занятостью на дачных участках. «Наш регион единственный в стране, где с самого первого дня досрочного голосования жители могут сделать свой выбор именно в участковых избирательных комиссиях ввиду их приближенности к местам проживания. В других регионах такое возможно только в три последних дня», — сообщила журналистам председатель крайизбиркома Ирина Акимова.
Памфилова тогда этот аргумент отвергла.
«Мы не принимаем аргументы избирательной комиссии Алтайского края, которые здесь звучали. Никаких оснований для такого уровня досрочки нет. Наберем основания для отмены и отменим все эти выборы», — говорила в сентябре глава ЦИК.
И вот, кажется, история повторяется.
В частности, губернатор Алтайского края Александр Карлин пофамильно назвал несколько глав районов, где на выборах в сентябре были низкие показатели. Особенно досталось руководителю из Суетского района — Наталье Долговой.
«Вы, по сути, расписались полностью в неспособности мобилизовать людей на участие в избирательной кампании. Это влечет за собой целый шлейф. Ведь многие вопросы развития территории придется решать в тесном взаимодействии с населением, при его поддержке. А как можно работать?! Можно было бы, как вы раньше. Но так нельзя впредь! Когда вы не наладили контакт с взрослыми жителями района», — упрекнул Карлин Долгову.
Подобные установки по обеспечению явки, которые спускаются муниципалитетам, не срабатывали и в прежние годы.
Так, в 2008 году на президентских выборах явка в Алтайском крае - 61,11%, по России - 69,6%. За Дмитрия Медведева проголосовали на Алтае - 60,35%, по стране - 70,28%.
В 2011 году на выборах в Госдуму в Алтайском крае явка составила 51,4%, по России - 60,21%. За «Единую Россию» на Алтае проголосовало 37,2%, по России - 49,32 %.
На президентских выборах в 2012 году явка составила 59,95% при средней по России - 65,34. За Владимира Путина тогда на Алтае проголосовало 57,35%, по России - 63,6%.
Трудно не заметить, что имеет место скорее обратный эффект. Однако Алтайский край, видимо, уроки не усвоил.