Председатель комитета Госдумы России по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил для особо тяжких приговоров применять следующую формулировку в решении суда: приговорить к смертной казни с отсрочкой наказания. Вместо высшей меры к осужденному будет применяться пожизненное заключение.
«Мы идем к гуманизации Уголовного кодекса, но в случаях совершения особо тяжких преступлений, когда страдает огромное количество людей, когда погибают люди от взрывов, от террористических актов, чтобы в приговоре прописывали высшую меру наказания, но отсрочивали наказание до того, как появится понимание, что надо эту меру применять», — пояснил депутат.
Сейчас суды не выносят решений о смертной казни — на нее наложен мораторий, а максимально суровым приговором является пожизненное лишение свободы. Сам Пискарев с 2012 по июнь 2016 года состоял в должности первого заместителя председателя Следственного комитета России. В настоящее время работает старшим преподавателем кафедры уголовно-процессуального права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».
Он отметил, что лично участвовал в раскрытии ряда громких террористических актов, в том числе в московском метро, в «Невском экспрессе», и уверен, что такие страшные преступления должны караться самым суровым образом.
Он также выразил надежду, что и в России, и в Европе в свое время придет понимание необходимости применения смертной казни. После теракта в петербургском метро Пискарев выступил за применение к террористам высшей меры наказания, сообщает «Интерфакс».
Два месяца назад международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала отчет, из которого следует, что число смертных казней во всех странах мира в 2016 году сократилось на 37%.
«Всего в ушедшем году были казнены 1032 человека, что на 602 казненных меньше, чем в 2015 году. При этом доклад составлен без учета данных о количестве смертных приговоров, приведенных в исполнение в Китае, где данные о количестве казней составляют государственную тайну», — отмечается в документе.
Больше всего казней произошло в Иране (567 человек), на долю которого в ушедшем году пришлось 55% всех приведенных в исполнение смертных приговоров. В числе лидеров по лишению жизни преступников остаются Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан и Египет. Единственной страной в Европе, где в ушедшем году применялось наказание в виде смертной казни, оказалась Белоруссия.
В январе 2017 года глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева поддержала предложение председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова убрать из Уголовного кодекса все упоминания о смертной казни.
«В Конституции у нас записано, что не должно быть смертной казни. Но она не была отменена. Президент Ельцин наложил мораторий на смертные приговоры, он действует до сих пор. Но отмены, как положено по Конституции, нет. Давайте жить по Конституции», — сказала правозащитник.
Она также отнесла упоминания о высшей мере в главном документе России к жестокости самих граждан.
«Потому что народ у нас очень свирепый, и многие против отмены смертной казни. Я считаю, что смертная казнь не государственное дело, потому что не государство дает жизнь. Ее дает Бог, пускай он и отнимает. Опыт человечества показывает, что в тех государствах, где отменили смертную казнь, не возрастает число преступлений, за которые она полагается. То есть как средство предотвращения преступлений смертная казнь не работает», — сказала Алексеева.
В октябре 2016 года пресс-секретарь Совета Европы Даниэль Хольтген в своем твиттере напомнил о несовместимости смертной казни с членством в организации.
«Введение смертной казни несовместимо с членством в Совете Европы», — написал он.
Последняя казнь в России была приведена в исполнение в августе 1996 года.