Компания Stratolaunch, принадлежащая миллиардеру Полу Аллену, представила самый большой в мире самолет, предназначенный для запуска космических ракет-носителей.
Размах его крыльев составляет 117 м, пишет издание Space.com.
«Мы рады сообщить, что презентация самолета Stratolaunch станет важным рубежом на пути к созданию удобного, надежного и привычного способа доставки грузов на низкую околоземную орбиту, — заявил генеральный директор компании Джин Флойд. — Это означает завершение первого этапа создания самолета и начало этапа наземных и летных испытаний».
Флойд уточнил, что самолет создавался для запуска ракет-носителей Pegasus XL, созданных корпорацией Orbital OTK. Stratolaunch сможет запускать одновременно до трех ракет, однако во время тестов будет нести лишь одну. Масса аппарата составляет 250 тонн, а с полной нагрузкой — 590 тонн.
Демонстрационный полет самолета Stratolaunch должен быть осуществлен в 2019 году.
Майк Гриффин, член совета директоров Stratolaunch, убеждает, что воздушный старт не только дешевле, но и безопаснее наземного.
Компания Stratolaunch Systems, курирующая проект, выбрала себе слоган — «На любую орбиту. В любое время».
«Я давно мечтал о новом шаге в сфере освоения космоса, который предложил бы гибкую систему доставки на орбиту», — цитирует Аллена Reuters. 58-летний Аллен занимает 57-е место в рейтинге Forbes с состоянием в $13,2 млрд. Плохое зрение не позволило ему осуществить мечту и стать астронавтом.
О начале проекта под названием Stratolaunch было объявлено 13 декабря 2011 года на конференции в Сиэтле. В основе системы Stratolaunch лежат идеи, которые уже использовались компанией Virgin Galactics под руководством миллиардера Ричарда Брэнсона, но только в более крупном масштабе.
Как отмечали СМИ со ссылкой на разработчиков проекта, под крылом самолета-носителя, между его двух фюзеляжей, будет подвешен многоступенчатый ускоритель, к которому будет прикреплен собственно космический корабль. Этот ускоритель, весом в 222 тонны, изготовлением которого будет заниматься компания Space Exploration Technologies (SpaceX), начнет работать в момент его отделения от самолета-носителя и в конце концов выведет на орбиту космический корабль.
Еще одним компонентом Stratolaunch является система, с помощью которой ракета-носитель и самолет будут объединяться в единое целое.
Также эта система позволит самолету высвободить и отправить в самостоятельный полет свой полезный груз. Разработкой ее будет заниматься компания Dynetics, специализирующаяся на космической технике.
Любопытно, что в России планировался похожий проект на базе Ан-225 «Мрия» (от украинского Mрія: «Мечта»). Ан-225 «Мрия» — советский транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности разработки ОКБ им. О.К. Антонова, который считается (или же считался до появления Stratolaunch) самым большим самолетом в мире.
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран».
Основным назначением тяжелого транспортного самолета в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
В настоящее время существует второй, недостроенный экземпляр Ан-225. Сообщается, что он готов примерно на 70%. 30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю.