Не менее 8 млн нелегальных мигрантов находятся в настоящий момент в России. Такие сведения приводятся в докладе уполномоченной по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. «Серьезное напряжение создает так называемая нелегальная трудовая миграция. Несмотря на большую работу, проведенную законодательными и правоприменительными органами государственной власти, в том числе миграционными подразделениями МВД России,
по экспертным оценкам, в РФ находится от 8 до 10 млн нелегальных мигрантов, что не может не порождать, с одной стороны, социальной напряженности среди российского населения, а с другой — нарушения прав самих мигрантов»,
— говорится в тексте доклада. В документе также сообщается, что «в РФ постоянно более 90 суток находятся 3,4 млн человек, не оформивших документы, предоставляющие им право на пребывание в нашей стране». При этом в докладе утверждается, что 81,4% из них — граждане государств – участников СНГ.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе МВД РФ, цифры, которые привела Москалькова, в целом совпадают с данными ведомства о числе нелегальных мигрантов на российской территории. Более того, в декабре 2016 года глава МВД Владимир Колокольцев во время выступления на «правительственном часе» в Совете Федерации отметил, что численность нелегалов в РФ даже превышает 10 млн человек, что составляет порядка 7% населения. «Массовый приток лиц из других государств несет в себе серьезные риски для принимающей стороны, а именно: способствует росту социальной напряженности, возникновению конфликтов на этнической и религиозной почве», — пояснял Колокольцев.
Особое беспокойство у министра тогда вызвало обострение обстановки в Центральной Азии, поскольку оно провоцирует усиление миграционных процессов и создает условия для попыток проникновения в Россию под видом беженцев представителей международных террористических и экстремистских организаций.
Согласно действующему законодательству, человека, который нарушил режим и порядок пребывания в России, депортируют на родину. По закону «О пребывании иностранных граждан на территории РФ» принудительно выслать из страны можно тех, кто проживает на российской территории с поддельными документами, тех, кто незаконно пересек российскую границу, тех, кто совершил в России преступления, людей, которые не имеют законного основания нахождения в России или со временем утратили его, а также иностранных граждан, которые не имеют миграционной карты. Два года назад в закон были внесены поправки, по которым мигранта можно лишить вида на жительство, если он неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, либо за нарушение режима пребывания в России.
В законе отдельно отмечается, что депортация возможна только по решению суда. При этом депортация бывает двух видов: добровольная, когда человек соглашается сам купить билет на самолет или на поезд и в течение определенного срока сам уезжает на родину, и принудительная, когда мигрант ждет в специальном центре содержания, когда государство изыщет средства на его перевоз из России в ту страну, откуда он прибыл. Исполнение решения о депортации возложено на Федеральную службу судебных приставов.
Волонтер в центре адаптации несовершеннолетних мигрантов «Такие же дети» Евдокия Красовицкая пояснила «Газете.Ru», что
процесс ожидания депортации может растянуться на месяцы, так как органы ждут, пока соберется несколько человек для их вывоза в конкретную страну.
При этом, по словам Красовицкой, судьба тех, кого депортируют, зачастую складывается по-разному. «Я лично столкнулась с семьей из Демократической Республики Конго. Там, на родине, отец семейства — военный — был убит. Его вдова и двое детей бежали к нам. Семья жила здесь около четырех лет, пыталась легализоваться, вдова даже работала в центре помощи детям при Лютеранской церкви. Она активно обращалась в различные инстанции для того, чтобы получить статус беженца, однако ей отказали», — рассказала эксперт.
По информации Красовицкой, отказано африканке было и в получении статуса беженца государствами Европы и США, так как власти не пришли к выводу, за кого воевал ее муж и причастен ли он к каким-либо военным преступлениям. «В какой-то момент человек не выдержал психологически и согласился на добровольную депортацию. Год назад она уехала, мы поддерживаем связь. Недавно она перебралась в соседний Браззавиль. Говорит, что в Киншасе (столице ДРК) очень опасно и она жалеет, что ей пришлось вернуться назад», — пояснила Красовицкая.
Глава МВД Владимир Колокольцев также недавно признал ,что ситуация с депортацией в России сложная и компетентным ведомствам не хватает денег на ее реализацию. По словам Колокольцева,
100 млн рублей, выделенных в 2016 году для принудительного выдворения мигрантов, помогли Федеральной службе судебных приставов отправить обратно чуть менее 1,7 тыс. иностранцев из содержащихся 4,4 тыс. человек.
«То есть одна треть», — уточнил министр. Кроме того, налицо недостаточно хорошее состояние этих учреждений для содержания в них людей. Иными словами, для депортации миллионов людей, о которых говорится в докладе Москальковой, у России сейчас нет денег.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что ситуацию могла бы разрешить частичная амнистия нелегальных мигрантов. «Само выражение «нелегальный мигрант» скрывает за собой массу людей с разным статусом. Кто-то нелегально въехал, кто-то просрочил документы, дающие право здесь находиться, у кого-то есть документы, но они неправильно оформлены, так как человек делал их через контору «Рога и копыта» и они у него липовые, а сам он об этом может и не знать. У нас есть те, кто живет тут лет десять, но у них нет нормальных документов», — поясняет он «Газете.Ru».
По словам Верховского, среди нелегалов немало и тех, кто приехал в РФ еще в 90-е годы из бывших советских республик по советским паспортам, но не получил российские. «Проблема в том, что государство установило жесткие правила легализации и не может добиться обеспечения их выполнения.
Часть нелегалов давно уже интегрировалась в наше общество, и выдворять их нет смысла. Поэтому для них, конечно, должна быть некая амнистия»,
— говорит директор центра «Сова».
Сложившаяся практика высылки иностранцев такова, что их очень легко отправить на родину за административные проступки и сложно — за серьезные преступления, добавляет эксперт. «Это неправильно, должно быть как раз наоборот. Что же касается амнистии для мигрантов, то, конечно, ее необходимо разработать детально. Так, чтобы она применялась к тем, кто живет тут 15–20 лет, а не к тем, кто приехал сюда вчера. Но когда с помощью амнистии мы выведем из тени большое количество людей, будет проще решать вопрос со злостными нарушителями законодательства», — заключает Верховский.