Басманный суд Москвы рассмотрел вопрос об аресте бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова и главы марийского телеканала «Регион 12» Натальи Кожановой. Напомним, по версии следствия, бывший политик получил взятку в размере 250 млн рублей от предпринимателя Николая Криваша, а журналистка якобы оказывала содействие в этом процессе: делала «проводки и счета» для взяткополучателя.
Незаконное вознаграждение, как полагают в СК РФ, Маркелову дали за помощь и содействие в получении средств государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного комплекса «Акашевская», учредителем которого является Криваш.
Сначала рассматривали меру пресечения в отношении Кожановой. Женщина, на вид которой около пятидесяти лет, прибыла в суд в сопровождении полицейского конвоя. На ней была бордовая блузка с изображением цветов и строгие черные брюки. Наручники сотрудники полиции на нее решили не надевать. При этом присутствовавшие журналисты сразу почувствовали, что она готова решительно бороться за то, чтобы ее признали невиновной.
«Я вину категорически не признаю! Никакой взятки не было», — крикнула она в толпу журналистов. В ходе процесса она все время прикрывала лицо папкой с надписью «Дело».
Судья Наталья Дударь, которой и предстояло принять решение об аресте главы марийского телеканала, как обычно, начала с того, что формально установила личность обвиняемой.
«Я родилась 30 августа 1955 года в Йошкар-Оле. У меня высшее образование, я кандидат экономических наук. Сейчас я — пенсионер и одновременно директор телекомпании «Регион 12», — коротко рассказала о себе Кожанова.
После этого представитель Следственного комитета бодро зачитал стандартные фразы про то, что, находясь на свободе, обвиняемая может «скрыться от следствия, оказать давление на свидетелей, потерпевших и иных участников процесса, а также иным образом воспрепятствовать ходу следствия по этому делу». Следователь сказал, что на основании этого ее необходимо заключить в СИЗО. Журналист и по совместительству пенсионерка с этим мнением решительно не согласилась.
«Я имею госнаграды, в том числе у меня есть звание заслуженного деятеля науки Республики Марий Эл, а также орден за заслуги перед ней второй степени», — попыталась убедить судью обвиняемая. По словам Кожановой, она готова сотрудничать со следствием, чтобы разъяснить представителям СК РФ все возникшие недоразумения, результатом которых якобы и стало ее задержание.
«Я пенсионерка с пенсией 18 тыс. рублей, куда мне за границу? Очень прошу, не делайте этого. Я просто могу не пережить этот арест», — заявила глава телеканала.
Она подчеркнула, что имеет проблемы со здоровьем. Во время перелета из Москвы в Марий Эл, который произошел по инициативе следователей, она якобы перенесла гипертонический криз.
Тогда следователь решил «задавить» своего оппонента фактами и зачитал вслух справку оперативно-разыскных материалов по данному делу. Из нее следовало, что за последние несколько лет Кожанова 52 раза пересекала российскую границу, в том числе она побывала в Австрии, Германии, Египте и Италии.
«Это все мои служебные командировки, но что-то много получается», — уже не очень уверенно проговорила сама обвиняемая.
После этого Дударь ушла в совещательную комнату для принятия решения. Как это часто бывает в практике этой судьи, она решила вопрос довольно оперативно.
«Выслушав мнения сторон, суд приходит к выводу, что ходатайство следствия законно и обоснованно, поэтому суд постановил ходатайство следствия удовлетворить и избрать в отношении Кожановой меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 12 июня», — сказала судья. Обвиняемая выслушала это решение спокойно и даже не стала убирать с лица папку, которой прикрывалась от журналистов.
После этого по коридору знаменитой Басманки повели бывшего руководителя Республики Марий Эл 54-летнего Леонида Маркелова. Одет он был весьма строго: на бывшем чиновнике были черные джинсовые брюки, легкий черный свитер на молнии и спортивные туфли без шнурков. Первое время он вел себя весьма уверенно и до входа в зал судьи Юлии Сафиной сидел в расслабленной позе, заложив ногу на ногу. Когда она стала расспрашивать его о том, кто он и чем занимается, бывший глава региона начал говорить много и не всегда по существу.
«У меня на иждивении дочь 14 лет и сын 16 лет. Я никогда их не брошу. Более того, я ожидаю вступления в должность депутата регионального заксобрания», — сказал он.
После этого слово взял следователь.
«В 2013 году у Маркелова возник корыстный замысел использовать полномочия главы субъекта для того, чтобы птицефабрика «Акашевская», принадлежащая депутату местного парламента Кривашу, получила субсидии за счет федерального бюджета», — сказал представитель СК РФ. По его словам, за помощь в получении этих субсидий Криваш обещал Маркелову не менее 250 млн рублей.
В январе 2015 года между ними был заключен фиктивный договор покупки акций у подконтрольной Маркелову ОАО «Тепличное» за 235 млн рублей.
При этом Кожанова, будучи доверенным лицом Маркелова, получила векселя от подконтрольных Кривашу компаний, а затем предъявила ценные бумаги к оплате с последующим перечислением на счет компании ООО «Телекомпания 12 регион». По словам представителя СК РФ, этот телеканал также фактически принадлежит бывшему марийскому главе.
«В результате за три года «Акашевская» получила государственные субсидии в размере 5 млрд рублей», — сказал следователь.
Он добавил, что помимо этих трех фигурантов в деле есть и неустановленные участники преступления. После этого Маркелов начал активно пытаться доказать свою невиновность.
«Я привлек 340 млн рублей в мертвый регион, и теперь мы первые по птице в России и в десятке в стране по свинине. Я лоббировал, но в правильном смысле», — сказал глава Марий Эл, не уточнив, как и чьи он продвигал интересы. После этого чиновник стал сетовать на плохое здоровье и перечислил свои многочисленные заболевания — болезнь Бехтерева, гуляющую сердечную блокаду и гипертонию. По словам Маркелова, он не может выехать за границу, так как может лечиться только в России, у русских врачей и с отечественными медикаментами.
«Я наглотался таблеток и держусь молодцом, их действие пройдет, и я лягу пластом», — выпалил Маркелов и попросил стакан воды, который ему заботливо дали приставы. Адвокат бывшего главы республики Алексей Дудин попросил суд назначить ему домашний арест вместо реального.
«В центре Москвы у него есть квартира своя. На улице Машкова, дом 2», — отметил защитник. Он также добавил, что
Маркелов готов внести залог за свою свободу в размере от 3 до 5 млн рублей.
В это время настроение у политика совсем испортилось: он стал нервничать и креститься, сидя в клетке.
Впрочем, на судью Сафину ни слова адвокатов, ни эмоции Маркелова не подействовали. Бывший глава Марий Эл отправился в следственный изолятор как минимум до 12 июня.
Накануне учредитель фабрики «Акашевская» Николай Криваш через своего адвоката Игоря Трунова отверг дачу взятки Маркелову.
«Мой подзащитный не признает претензий следствия. Он заявляет, что никаких взяток никому не давал», — сказал Трунов. Адвокат также отметил, что сейчас Криваш находится за границей на лечении. По словам адвоката, следователь пока не уведомлял о каких-либо следственных действиях в отношении его подзащитного, а также не вызывал Криваша в СК.