Второй день подряд в Париже и столичном регионе люди живут по новым правилам, обязывающим их задуматься об экологии и о том, как теперь передвигаться по городу. По Парижу и его 22 ближайшим пригородам для поездок настойчиво советуют пользоваться общественным транспортом, городскими велосипедами либо ходить пешком. Врачи не рекомендуют совершать длительные прогулки, заниматься спортом на открытом воздухе, а беременных женщин и грудных детей и вовсе просят посидеть дома.
Вот уже неделю загрязнение воздуха столичного региона бьет все рекорды. Концентрация особо вредных микрочастиц (диаметром менее 2,5 мкм) превышает допустимый уровень в 80 мкг/м³. В выходные этот показатель немного улучшился, но на данный момент служба экологического мониторинга Airparif сообщает о повышении загрязнения до критической отметки в 100 мкг/м³.
Эти микрочастицы представляют наибольшую опасность для здоровья. Они становятся причиной аллергий, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, ухудшают самочувствие и работоспособность.
Париж бьет антирекорды за последние десять лет, экологи бьют тревогу, а непроинформированные туристы и молодые мамы с колясками продолжают гулять по красивым улицам с невидимой для них угрозой.
Мэрия Парижа во главе с Анн Идальго публикует ежедневные отчеты с шокирующими цифрами. Например, одна смерть из семи наступает вследствие загрязненного воздуха: 1,5 млн французов дышат грязным воздухом каждый день, и каждый год это заканчивается 42 тыс. преждевременных смертей. Расходы на борьбу с очисткой воздуха парижская мэрия оценивает в более чем $100 млрд ежегодно.
Такому нерадостному прогнозу способствует полное отсутствие ветра и антициклон, который «словно крышкой накрывает город». Французское Агентство по вопросам окружающей среды и управления энергоресурсами (ADEME) заявило, что более половины всех микрочастиц (55%), загрязняющих атмосферу, исходят из выхлопных труб автомобилей. Поэтому основные меры местное правительство приняло по отношению к автомобилистам. Так, вчера в Париже и 22 ближайших пригородах было разрешено передвигаться только владельцам автотранспорта с нечетными номерами, а сегодня за руль могут сесть только владельцы четных номеров. Полицейские в данный момент смотрят не столько на скорость, сколько на последние цифры автомобильных номеров. Штраф за несоблюдение этого нововведения в размере от €22 до €75 за вчерашние сутки уже был выписан около 2 тыс. раз. Исключение сделали только для городских служб такси, скорой помощи, пожарных, полицейских, автошкол, а также электромобилей.
Жители столицы Франции реагируют на попытки властей очистить небо над Парижем по-разному. «Несмотря на мою маленькую машинку, которая совсем не загрязняет воздух, но имеет четный номер, я сегодня не поехал на запланированную встречу, — жалуется парижанин Дидье. — Хотя
вон сколько джипов ездят, куда более вредных для экологии, просто им больше повезло с номерами».
Студентка Аннэтт, которая второй день экономит на общественном транспорте (билет на любой городской транспорт стоит €1,9), утверждает, что «такие меры с автомобилистами очень полезны, ведь общественный транспорт такой удобный, а мэрия выделила дополнительные автобусы и поезда, так что давки нет даже в час пик».
Кроме «кнута» мэрия Парижа предусмотрела и «пряник» в виде бесплатной парковки для резидентов. Стоянка возле собственных домов для парижан не очень дорогая, около €2 в день, но из-за загрязнения ее сделали бесплатной, чтобы горожане оставляли машины и ходили пешком. Подобные меры в менее густонаселенных пригородах Парижа принимаются при каждом загрязнении воздуха, а в столице — только в очень серьезных случаях.
Впрочем, несмотря на бесплатный общественный транспорт и бесплатную парковку для резидентов, а также теплую и солнечную погоду, желающих помочь экологической обстановке и выбрать «чистый транспорт» было не так много. Утром в среду, 7 декабря, снова наблюдались сильные пробки.
Не обошлось и без такого привычного для парижан расталкивания бампером чужих машин, чтобы втиснуть свой автотранспорт.
Парковочных мест в Париже тем временем становится все меньше, а личный автомобиль превращается для его владельцев скорее в «роскошь, а не средство передвижения». Несмотря на огромную популярность приложений для поиска попутчиков, сервисов по аренде городских электромобилей и велосипедов, состоятельные парижане не спешат отказываться от частных шоферов и привычного им комфортного передвижения. Хотя в Европе и, в частности, в Париже нередко можно увидеть топ-менеджера или политика, добирающегося до работы на велосипеде или самокате, проблема пробок все еще «стоит» на повестке дня, особенно сегодняшнего.
Большие надежды местные власти возлагают на новый закон, который начнет действовать в Париже с 15 января следующего года. Специальная обязательная наклейка на лобовом стекле автомобиля будет указывать на годность этого средства передвижения. Годными будут считаться в первую очередь электрические и гибридные машины или автомобили, выпущенные не позже 1997 года. Старым и грязным машинам въезд в Париж с 8 утра до 8 вечера будет полностью запрещен.
Таким любителям ретроавто мэрия собирается предложить «чистые» электрические машины с хорошей скидкой.
Помимо автомобилистов, бороться за чистоту воздуха будут также с любителями каминов. В данный момент использование дров для отопления домов временно запрещено. В некоторых категориях домов с каминами, например построенных при бароне Османе, зажигать огонь запрещено и в обычное время, но в большинстве частных домов намного дешевле топить дровами. Если сравнивать с электрическим отоплением, то камин дешевле примерно в три раза. Так что пока владельцы частных домов вынуждены либо приготовиться к дополнительным тратам, либо надеть поверх свитера, как это принято в Европе, еще несколько более теплых. Пенсионерка Мари-Лор из ближайшего пригорода Исси-ле-Мулино согласна терпеть временные неудобства с запретом на отопление дома дровами: «Моим внукам этим воздухом дышать, ради них можно и померзнуть пару дней, тем более что не сибирские у нас морозы, а плюс 10 градусов».
Отметим, что с 1996 года меры по ограничению на въезд автомобилей по четным и нечетным номерам приняты в четвертый раз, причем дважды это случалось весной 2015 года (в марте и апреле). Однако раньше они никогда не длились более одного дня.
Прогнозы на ближайшие дни безрадостные.
«Нас спасет только дождь или ветер», — утверждает эксперт Airparif.