Новость о возвращении уроков астрономии в школьную программу обрадовала научное сообщество, однако школьники, судя по всему, испытали по этому поводу смешанные чувства.
«Газета.Ru» попросила сайт Znanija.com и компанию Brainly провести опрос среди школьников, чтобы понять их отношение к новому предмету. Всего было опрошено свыше 7500 школьников из разных городов России: около 1000 учеников начальной школы, порядка 5500 из средних классов и более 1000 старшеклассников.
В первую очередь ученикам предстояло ответить на вопрос, хотели бы они в принципе изучать астрономию в школе.
В результате большинство учащихся отнеслись к идее без энтузиазма: 40% школьников сказали «нет».
Еще 35% заявили, что они за новый предмет, а 25% затруднились ответить. Очевидно, в группе затруднившихся ответить немало ребят, которые не вполне представляют, что именно будут проходить на уроках астрономии.
Следующий вопрос задавался с целью выяснить, к чему больше лежит душа у школьников: к духовным и гуманитарным предметам или же к естественным наукам. Так, предлагалось сравнить астрономию и другой новый для современных школ предмет — основы религиозных культур.
В результате
большинство школьников видят в небе в первую очередь звезды: 39% высказались за астрономию и лишь 13% за основы религиозных культур.
Еще 34% школьников заявили, что им не интересно ни то, ни другое.
Наконец, 14% открыты для экспериментов и указали, что им интересны оба предмета.
Любопытно, что при опросе выявился следующий тренд:
чем старше становятся школьники, тем чаще они отдают предпочтение астрономии.
Так, в начальной школе астрономия и основы религиозных культур почти одинаково интересны ученикам: 25% и 24%. Но уже в среднем звене баланс меняется на 38% против 12%, а в старшей школе астрономия и вовсе уничтожает «конкурента»: 48% против 8%.
В целом же, отмечается в опросе, школьники предпочли бы иные дополнительные предметы для своей программы. Так, большинство — 30% прошедших тест — хотели бы изучать второй иностранный язык. Еще 28% ответивших хотели бы заниматься в школе бизнес-предпринимательством, а 20% выбрали бы для себя экологию.
Напомним,
накануне министр образования и науки России Ольга Васильева пообещала вернуть в школьную программу уроки астрономии.
«Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час. Я думаю, что этот час нужно вернуть», — сказала Ольга Васильева. По словам Васильевой, она еще не знает, за счет какого предмета астрономия вернется в расписания школ.
«Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%», — добавила она.
Астрономия перестала быть школьным предметом в 2008 году, с тех пор ее элементы входят в курс географии и физики. Это было связано с тем, что ни один из существовавших на тот момент учебников астрономии не был допущен к использованию в школах.
Ранее представители научного сообщества в беседе с «Газетой.Ru» поделились своей радостью по поводу инициативы Минобразования.
«Я очень высоко ценю это пока еще обещание министра, ведь еще совсем недавно о таком подарке мы не могли и мечтать, — заявила научный директор Московского планетария Фаина Рублева. — Именно Московский планетарий весной выступил с инициативой собрать подписи за возвращение астрономии в школьную программу в рамках «Скажи астрономии да». Мы обращались в планетарии других городов, нас поддержали МГУ, «Роскосмос», и мы собрали более 25 тыс. подписей, а сейчас проводим всероссийскую контрольную по астрономии.
Это просто подарок! Если министр так сказала, мы можем на это опираться, это очень хороший знак».
По словам Рублевой, в 2011 году, по данным ВЦИОМ, 30% россиян не знали устройства Солнечной системы и это «катастрофа».
«Они не знали, что Земля вращается вокруг Солнца, — возмущается Рублева. — Это допустимо в XXI веке в стране, которая запускала первые спутники? Это катастрофа, уровень астрономической грамотности упал ниже некуда».