Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Чеченцев завернули на границе

Польские пограничники отказали во въезде 200 беженцам из Чеченской Республики

Чеченцы, которые почти неделю жили на пограничном переходе между Белоруссией и Польшей в надежде на получение статуса беженца, покинули пункт пропуска. Власти Польши отказали им во въезде в страну, поскольку в России, как они сочли, чеченцам находиться безопасно. Тем не менее правозащитники уверены: несмотря на отсутствие в Чечне боевых действий, причин бежать оттуда у многих людей достаточно.

Польские власти отказали во въезде в страну около 200 выходцам из Чечни, которые с понедельника, 29 августа, находились на белорусско-польской границе. Как сообщает радиостанция Polske Radio, в настоящий момент на пункте пограничного пропуска «Брест — Тересполь» нет временного лагеря чеченцев, и куда они переехали — пока неясно.

Информацию об этом подтверждают и белорусские источники. Начальник управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома Александр Томашев заявил газете «Беларусь сегодня», что милиция предоставила чеченским семьям ведомственный автобус, чтобы те покинули границу с Польшей. По его словам,

большинство беженцев предпочло вернуться в Брест на такси.

Там мигранты разошлись по гостиницам и съемным квартирам, чтобы позже снова попытаться попасть в Польшу. Некоторые семьи вернулись домой в Россию. «Они не нарушали общественный порядок, и поэтому им позволили находиться в приграничной зоне. Но там ведь дети, вот беженцы и решили свернуть лагерь. Люди едут из Чечни и Дагестана с 1999 года, мы уже давно с ними работаем и хорошо знакомы с этой проблемой», — сказал Александр Томашев. По его словам, сейчас это, в основном, экономические мигранты, которые пробираются в Европу в поисках лучшей жизни.

Ранее польские СМИ сообщали, что на границе этой страны с Белоруссией еще с 29 августа находились около 200 чеченцев, которые намеревались получить статус беженца в Польше. Они заявляли журналистам, что «на их родине создались такие условия, в которых невозможно жить, и что они также пытаются привлечь общественное внимание к своим проблемам». Кроме того, переселенцы пытались добиться встречи с польскими дипломатами. По словам мигрантов, они приехали в Брест еще несколько месяцев назад, оттуда добрались поездом до Польши, но пограничники «выдворили их назад, так как у всех у них была просроченная виза».

Чеченцы в разговоре с белорусскими и польскими журналистами утверждали, что все они «члены двух-трех семей». «Мы вообще не знаем, что это за люди, так как у них на руках нет никаких документов, и не знаем, чеченцы ли они или кто-либо еще», — так, в свою очередь, прокомментировала сложившуюся ситуацию пресс-секретарь польской пограничной службы Агнешка Голяс. В итоге власти Польши отказали во въезде людям, собравшимся у погранперехода, мотивировав это тем, что у тех нет основания бежать из Чечни.

«В Чечне нет никакой войны, в отличие от прошлых лет. Мы не поддадимся на попытки давления на нас тех, кто хочет создать миграционный кризис.

У нас — другая политика, граница Польши закрыта», — заявил журналистам глава МВД Польши Мариуш Блащак.

Польский политолог Якуб Корейба считает, что власти страны поступили абсолютно в рамках закона, приняв решение не пустить чеченцев из Белоруссии. «Надо отличать основные два вида людей, которые сегодня приезжают в Европу и в Польшу в частности. Беженцы вынужденно покидают свое место жительства, так как на родине могут потерять свою жизнь или здоровье. Второй тип — экономические мигранты. Это люди, которым ничего не угрожает, но они уезжают за лучшей жизнью. Юридический подход к этим людям совершенно разный. Беженцы, по Европейской конвенции по правам человека, почти автоматически имеют право на убежище. У правительства Польши есть перечень стран, где идет война либо этнические чистки, и приехавший оттуда имеет право получить статус беженца. Отмечу, что в Польше он предоставляется медленно», — сказал Корейба «Газете.Ru».

По словам Корейбы, к экономическим мигрантам подход более индивидуальный, и таким людям разрешают или не разрешают въезд в Польшу уже на основании документов из консульства той или иной страны. «В ходе обеих чеченских войн к нам приехали порядка 90 тыс. чеченцев, которые получили статус беженца автоматически. Кто-то из них потом получил разрешение на временное пребывание (и лишился пособий — таков закон), успешно интегрировавшись в польское общество. Кто-то пополнил собой ряды местных преступных группировок, кто-то — уехал дальше на запад. К нам ведь ехали начиная от артистов и интеллигенции и заканчивая люмпен-пролетариатом», — отметил политолог.

Эксперт добавил, что сегодня,

согласно польским документам, Россия считается безопасной страной, а значит, юридических причин предоставлять чеченцам статус беженца нет.

Глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина отметила, что, несмотря на завершение в Чечне боевых действий, поток беженцев из республики остается очень серьезным. «Пик особой активности пришелся на 2013 год. По моим данным, тогда

41 тыс. чеченцев попросила убежища в Европе, из них 15 тыс. — в Германии. Немалое количество людей тогда уехало также в Турцию и Египет»,

— сказала Ганнушкина. По ее словам, жители Чеченской Республики предпочитают уехать из России, а не перебираться в более благополучный регион РФ, потому что опасаются преследования со стороны властей. В частности, уточняет Ганнушкина, на них могут повесить подложное обвинение в связях с ИГИЛ (организация запрещена в ряде стран мира, в том числе в РФ). «Многим чеченцам не чужды так называемые западные ценности, которые вообще-то являются общечеловеческими, поэтому они и едут в Европу, где с их соблюдением дела обстоят гораздо лучше, чем у нас», — уверена глава «Гражданского содействия».

Чеченская правозащитница Хеда Саратова считает, что сегодня причин для того, чтобы бежать из Чечни в массовом порядке, у жителей республики действительно нет. «Есть люди, которые привыкают, что можно спокойно жить «на халяву», то есть, например, сидеть на пособии в Европе. Конечно, сейчас в Чечне далеко не все хорошо, и проблемы есть, и все не так, как хотелось бы многим. Кто-то, например, бежит от кровной мести. Но поверьте, нынешняя ситуация не идет ни в какое сравнение с тем, что было десять лет тому назад или еще раньше», — сказала она.

По словам Саратовой, она понимает реакцию местных силовиков, которая иногда бывает жесткой. «В полиции и других силовых службах есть разные люди, есть и вполне нормальные. Я с ними много беседую, и они объясняют, что если немного расслабиться, то мы получим массу молодых людей, примкнувших к исламистским организациям. Меня за мою позицию нередко критикуют другие правозащитники. Я тоже теряла друзей, например, Наташу Эстемирову (убитая в 2009 году журналистка и правозащитница. — «Газета.Ru»), я понимаю, о чем говорю», — отметила она. Саратова также добавила, что согласна с аргументацией польских властей, отказавших чеченцам во въезде в это государство.

Однако глава Комитета против пыток Игорь Каляпин говорит, что причины массово уезжать из Чечни у жителей республики все-таки есть. «Боевых действий там действительно нет, регион относительно спокойный.

В Чечне другая беда и, как сами чеченцы говорят, более страшная, чем война. Нынешняя власть игнорирует конституционные права людей

и может подвергнуть весьма жестоким репрессиям людей, которые в чем-то критикуют Кадырова или кого-то из его администрации, — сказал правозащитник «Газете.Ru». — Многие просто боятся стать очередной жертвой подобной зачистки недовольных. Многие стремятся уехать».

Его коллега Светлана Ганнушкина отметила, что у Польши, как и у некоторых других стран Европы, есть своя логика, по которой они отказывают чеченцам во въезде. «Европа считает, что она переполнена, и не всегда чеченцы себя там ведут порядочно, а по их поведению формируется отношение ко всем выходцам из Чечни в целом. Европа не хочет никого не принимать просто так. Россия же заявила, что у нас там все нормально, вот вам и удобный повод для отказа», — резюмировала Ганнушкина.

Новости и материалы
Мишустин рассказал о мерах поддержки жителей Курской области этой зимой
В СК Чебоксар возбудили дело о халатности после инцидента в школе
Суд взыскал с бывшего вице-губернатора Петербурга 2,685 млрд рублей в пользу Тимченко
Представлен флагманский смартфон Nubia Z70 Ultra с «камерой-невидимкой»
В США заявили о решении Байдена подставить Трампа
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Экс-вице-губернатора Петербурга приговорили к 13 годам колонии
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
Все новости