Неизвестные мужчины в масках в ночь на 13 мая напали на семью жителя чеченского села Кенхи Рамазана Джалалдинова. Как рассказал сам пострадавший «Газете.Ru», поводом для нападения стала его критика действующего главы республики Рамзана Кадырова.
«Ночью ворвались в мой дом не менее семи человек и забрали мою мать и дочку. Над ними издевались: стреляли рядом с ними из пистолетов и угрожали выбросить в Аргун.
В итоге их довезли до Хасавюртовского района Дагестана, который граничит с Чечней, и бросили там. А тем временем их сообщники сожгли дом моей семьи в Кенхи», — сказал пострадавший. Джалалдинов отметил, что уже связался с помощником президента Дагестана Абдулатиповым, который обещал встретить пострадавших женщин и оказать им помощь.
«Те, кто на них напал,
открыто говорили моей семье: кто из кенхинцев не извинится перед Кадыровым — с ним мы будем так же поступать»,
— так объяснил причину нападения Джалалдинов.
В середине апреля, в день прямого эфира с Владимиром Путиным, житель Кенхи выложил в интернет видеоролик с заголовком «Обращение жителя Шаройского района Чечни Рамазана Джалалдинова к Рамзану Кадырову». В нем Джалалдинов жаловался на плохие социально-бытовые условия жизни, а также отсутствие внимания к проблемам жителей села со стороны руководства Чечни. Суть претензий мужчины сводится к следующему: в Кенхи до сих пор есть дома, которые не восстановили после боевых действий, однако выделяемые средства на них зачастую не доходят до жителей. На видео, которое записал Джалалдинов, видны несколько домов с проломленными крышами и стенами.
«Ситуация там в следующем:
местные чиновники предложили выделить людям деньги, но с условием, что те заплатят «откат» в размере 50% от общей суммы. Те, кто согласился, получили средства. Те, кто нет, не получили ничего»,
— рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с обстановкой. По его словам, после первого видеообращения жителя Кенхи в село якобы приезжал сам Кадыров и провел там беседу с местными чиновниками и жителями.
«Это было 6 мая. Он обещал восстановить не только Кенхи, но и весь Шаройский район, построить больницы, дороги и мечети. А на «откаты» он советовал пожаловаться в ФСБ и прокуратуру», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Джалалдинов подчеркнул, что ни при каких обстоятельствах не будет просить прощения у главы Чеченской Республики.
«Мне просто не за что извиняться: Кадыров сам не так давно выступал по местному телевидению и на чеченском языке сказал, что «каждый, кто мужчина, должен говорить ему, Кадырову, правду о том, что происходит в его населенном пункте».
Джалалдинов отметил, что уехал из Чечни, так как опасается расправы над ним, и пока не собирается туда возвращаться.
«Когда я буду уверен, что моим близким ничего не угрожает, я вернусь к диалогу с руководством республики. Я не надеюсь на местные правоохранительные органы, они в курсе всех дел, но ничего не предпринимают. Сейчас я хочу привлечь максимальное внимание общества и правозащитников к моей проблеме, надеюсь, что это мне хоть как-то поможет», — добавил он.
В чеченской полиции сказали, что пока не располагают информацией о происшедшем в поселке Кенхи. Однако по просьбе «Газеты.Ru» этот инцидент прокомментировал пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Каримов. Он заявил, что сомневается в искренности слов Джалалдинова.
«Убежден, что пожара не было. Это горное село, даже если 50 тонн бензина принести, то как можно сжечь дом, сложенный из камня?»
— сказал Каримов, добавив, что в сложившейся ситуации все равно необходимо разобраться. Он также добавил, что в Чечне критикуют действия главы республики Кадырова и за это никто ни на кого не нападает. «Критика — это нормальное явление», — подчеркнул пресс-секретарь.
Он добавил, что, «вероятно, кто-то хочет прославиться», и этим обстоятельством обусловлено появление историй наподобие той, которую рассказал житель Кенхи.
Тем временем поджог дома Джалалдинова прокомментировал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Если этот факт действительно имел место, то, конечно, это повод для незамедлительной реакции правоохранительных органов», — сообщил он агентству «Россия сегодня».
Сам Джалалдинов подчеркнул, что сегодня в Чечне есть много населенных пунктов, жители которых сталкиваются с проблемами, аналогичными проблемам кенхийцев.
«В трех районах — Шатойском, Итум-Калинском и Курчалоевском — полно домов без газа. И у людей, которые куда-то обращаются с этими проблемами, потом тоже возникают «неприятности». Мне не раз говорили об этом», — сказал он.