Народный депутат Верховной рады Надежда Савченко продолжает попадать в топы новостных агрегаторов и социальных сетей — на этот раз поводом стали ее ремарки о ситуации на юго-востоке Украины.
По ее словам, украинцам придется просить прощения за погибших сыновей, мужей, отцов на Донбассе. «Надо начать говорить друг с другом. Надо начать слышать друг друга. Нам придется прощать многое. И нам также придется, возможно, просить прощения. Не возможно, а точно.
Надо научиться просить прощения и прощать. Иначе мира не будет...
У той матери, потерявшей последнего сына. Не важно, с какой стороны».
Высказывание Савченко вызвало широкий резонанс. Так, народный депутат, советник главы МВД Украины Антон Геращенко в своем фейсбуке подверг заявление критике и намекнул на то, что депутат действует в интересах Кремля.
«Приплыли! <...> Вам Надя, может и надо просить прощения у Гиви с Моторолой. <...> Мы будем, сцепив зубы, держаться и добиваться освобождения нашей земли разными способами!» — написал Геращенко.
При этом он отметил, что судебный процесс над Савченко «раскручивали как могли». «Российские телеканалы и сайты из кожи вон лезли, чтобы не скрывать позорное и несправедливое судилище над Савченко, а наоборот, раскручивали его как могли. Зачем российские СМИ и суд целенаправленно раскручивали Савченко? Странно, не правда ли?
Теперь, похоже, ясно — в сознание украинцев Путин внедрил «троянского коня», — считает Геращенко.
С ним согласны пользователи украинских соцсетей. «У меня больше не осталось сомнений в том, что Савченко — засланный казачок, цель которого — быть рупором Кремля», — пишет солдат ВСУ Максим Колесников в своем фейсбуке. «Позиция «кремлевской голубки» Савченко в ситуации, когда у нас позавчера погибло 7 солдат на фронте, выглядит странно. И тем более она странная, если мы знаем и видим, что Путин делает ставку на развал Украины, где ЛДНР играет ключевую роль как инструмент запуска парада суверенитетов через предоставление автономии и превращения Украины в конфедерацию де-факто сначала, а потом в failed state. Так почему мы должны приветствовать басни этой кремлевской утки?» — интересуется политолог Юрий Романенко.
Савченко уже не в первый раз выступает с «непопулярными» заявлениями, которые вызывают недовольство определенной части граждан Украины. Ранее она заявляла о готовности вести переговоры об освобождении пленных украинских военнослужащих с лидерами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Кроме того, она выступала за то, чтобы Россия и Украина были «добрыми соседями», а также за поэтапное снятие санкций в отношении РФ.
Вышеупомянутый советник главы МВД Украины Геращенко ранее обвинял Савченко в связях с ЛДНР, да и сами руководители самопровозглашенных республик не скрывали того, что «деятельность Савченко в Киеве открывает [для них] новые возможности». Народный депутат Вадим Рабинович и вовсе говорил о том, что «фактор Савченко» будет использован Путиным для того, чтобы начать новую революцию в стране.
Сама Савченко в разговоре с журналистом Кристофером Миллером призналась, что представители ФСБ действительно предлагали ей стать агентом Кремля, однако вскоре бросили эти попытки, увидев, что ее невозможно сломить. Эти слова не успокаивают некоторых украинских обозревателей:
«ФСБ «кормит» заключенных специфической информацией. Таким образом, у Савченко могло сложиться искаженное восприятие реальности», — уверен политический консультант Тарас Березовец, ранее работавший в команде Юлии Тимошенко.
По его словам, Савченко вряд ли «загипнотизировали» и послали в Киев, чтобы она совершила там некое «политическое убийство» — как это обычно представляется в шпионских фильмах. Однако с учетом ее непредсказуемости и склонности к радикальным действиям она, вероятно, в состоянии разжечь хаос и бунт. «Надя, безусловно, представляет собой явную и реальную опасность для национальной безопасности [Украины]», — подытожил эксперт.
Если отбросить конспирологию о «вербовке» Савченко, можно предположить, что подобными заявлениями Савченко «прощупывает почву» для своих дальнейших политических шагов — тем более что она обладает серьезными президентскими амбициями. По состоянию на 1 июля 2016 года Надежда Савченко имела наибольший уровень доверия среди жителей городов Украины — 25%. Ее рейтинг недоверия составлял 35%. Для сравнения: действующий президент Украины Петр Порошенко является лидером по недоверию — 63%, и только 15% опрошенных украинцев заявили, что полностью или скорее доверяют экс-бизнесмену (на сегодняшний день рейтинг Порошенко даже ниже, чем у Виктора Януковича на момент его бегства в Россию). «Если бы президентские выборы перенесли с 2019 года на этот или следующий год, Надежда Савченко стала бы главным претендентом», — поделился в интервью радио «Свобода» Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента».
Алексей Макаркин, замглавы Центра политических технологий, в беседе с «Газетой.Ru» предположил, что реакция на слова Савченко свидетельствует о намечающемся расколе украинского общества.
«Я думаю, она действительно достаточно сильно хочет добиться достижения мира и стать ключевым общественным деятелем Украины. Но на самом деле она раскалывает своих собственных сторонников.
Те, кто раньше к ней относился негативно, они будут продолжать так к ней относиться в любом случае. Для них она всегда будет участницей жестокой и несправедливой войны, те же, кто был на ее стороне, станут считать ее чуть ли не предательницей, перевербованной Кремлем. Еще часть будет считать, что она права и действительно Киеву стоит мириться», — сказал эксперт.
Он напомнил, что это не первое скандальное заявление Савченко: «Ранее она говорила, что с Захарченко и Плотницким надо договориться. А эти фигуры совершенно неприемлемы для украинского политического класса, они хотят найти какие-то замены. Савченко хочет стать моральным авторитетом, который всех примирит и инициирует переговорный процесс. Однако у нее для этого мало сил. Ее авторитет был во многом раскручен судебным процессом, на котором она выглядела как жертва. Короче, Савченко переоценивает свои нынешние силы и авторитет, ей несколько вскружили голову ее встречи с политиками и военными сразу после освобождения и передачи в Киев».