Самолет МЧС Ил-76 пропал в труднодоступной местности в Иркутской области. Воздушное судно было занято в тушении природных пожаров. Во время последнего сеанса связи в 5.54 мск экипаж доложил, что полет проходит штатно. В 6.30 мск экипаж должен был опять выйти на связь, однако этого не произошло, а самолет пропал с радаров.
На борту самолета в общей сложности находились десять человек. По данным Life.Ru, командиром воздушного судна был 64-летний Леонид Филин — военный летчик, участник боевых действий в Афганистане, выпускник Балашовского ВВАУЛ 1974 года.
В Ил-76 также находились второй пилот, штурман, бортинженер, бортрадист, три бортоператора и два авиатехника.
Источник в экстренных службах сообщил «Интерфаксу», что экипаж пропавшего в Иркутской области Ил-76 во время сеансов связи с диспетчерами не докладывал о каких-либо неисправностях: «Во время последнего сеанса связи в 5.54 мск экипаж доложил, что полет проходит штатно, неполадок на борту не было».
Поисково-спасательная операция проходит на границе двух северных районов региона, где действует крупный лесной пожар. «Не вышедший на связь самолет тушил пожар площадью около 900 га на границе Качугского и Казачинско-Ленского районов. В районе поисков пересеченная местность, возможно сильное задымление из-за пожара», — уточнил заместитель мэра Качугского района Алексей Коротнев.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко взял под личный контроль организацию помощи в поиске пропавшего Ил-76. В свою очередь глава МЧС России Владимир Пучков поручил своему заместителю Леониду Беляеву выделить отдельную группировку по поиску самолета.
Спасать экипаж Ил-76 будут сотня парашютистов и десяток воздушных судов.
«На подмосковном аэродроме Раменское в готовности к вылету находятся два самолета Superjet 100 с оперативной группой МЧС России и самолет Ил-76 со 100 спасателями-парашютистами центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас» и центра «Лидер» со специальным оборудованием для проведения поисковых работ в труднодоступной местности», — сообщили в пресс-службе МЧС. В настоящее время в операции по поиску самолета Ил-76 задействовали девять воздушных судов, 292 человека, 28 единиц техники, сообщил ТАСС со ссылкой на слова начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС Виктора Яцуценко.
Источник РИА «Новости», однако, не исключает, что пропавший Ил-76 мог приземлиться в заброшенном аэропорту.
«В тех территориях есть заброшенные аэропорты, и теоретически опытный пилот может там посадить судно. Кроме того, там есть открытые поляны. Посадка в данных ситуациях сложная, но это возможно», — заявил он.
Пожары в Иркутской области связаны с аномальной жарой, накрывшей регион (на выходных в Иркутской области ожидается до +36°C). Еще две недели назад, 15 июня, губернатор Иркутской области Сергей Левченко ввел на территории региона режим чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами. Сергей Левченко также принял решение сделать заявку на привлечение к тушению пожаров самолетов-амфибий Бе-200 МЧС России.
За день до этого, 14 июля, в Иркутскую область прибыл Ил-76 Министерства обороны России, который, по-видимому, и исчез с радаров в эту пятницу. По данным местных СМИ, он должен был патрулировать Нижнеудинский, Усть-Илимский, Усть-Удинский, Нижнеилимский, Усть-Кутский, Братский, Казачинско-Ленский, Усть-Ордынский, Иркутский районы. Кроме того, самолет участвовал в тушении лесного пожара на землях Министерства обороны в Братском районе.
Данный борт был оборудован выливным авиационным прибором для тушения природных пожаров.
Бывший пилот борта МЧС, пожелавший сохранить анонимность, выдвинул местному изданию IRK.Ru несколько версий возможного падения самолета, в том числе: ошибка экипажа, отказ работы навигационного оборудования, технические неполадки, работа на критически низкой высоте и нулевая видимость. «При тушении лесных пожаров воду с самолета скидывают не с высоты 3 тыс. метров, а, как правило, спускаются ниже, до 500 метров. При таком снижении и сильной задымленности громоздкий самолет мог зацепиться за деревья или налететь на сопку, если отклонился от курса», — уточнил эксперт.
Качугский район, где произошло исчезновение самолета, был самым проблемным очагом пожаров в регионе. Причины возгораний по большей части связаны с человеческим фактором: большинство пожаров возникает вдоль дорог, по которым передвигаются отдыхающие, рыбаки и охотники. В рамках режима ЧС в Качугском районе был введен полный запрет на посещение гражданами лесов и въезд в лес транспортных средств.
Также до стабилизации лесопожарной обстановки на территории района введены ограничения на хозяйственную деятельность.
К вечеру пятницы в зоне поиска пропавшего в Иркутской области самолета Ил-76 МЧС России могут ухудшиться погодные условия. «К вечеру ожидаются осадки и усиление облачности до нижнего яруса кромки», — сказал оперативный дежурный Росгидромета в ходе селекторного совещания по видеосвязи в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Пропажа Ил-76 — не первый авиаинцидент, происшедший в регионе за последние сутки. В 6.58 по местному времени во время взлета у Airbus A320 VP-BCS, выполнявшего рейс S73274 Владивосток — Иркутск — Новосибирск, произошло возгорание правого двигателя. Экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета: самолет благополучно приземлился и на собственной тяге дорулил до стоянки.