Об итоге кампании за рассекречивание чекистских архивов «Газете.Ru» рассказал представитель «Команды 29» Александр Цыганков. По его словам, после того как
петиция за открытие архивов на сайте change.org собрала свыше 50 тыс. подписей,
она была направлена в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. И вскоре оттуда пришел ответ.
«В заключении Межведомственной комиссии перечислены сведения о силах и средствах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также деятельности в области противодействия терроризму органов безопасности за указанный период (1917–1991 годы. — «Газета.Ru»), — говорится в ответе комиссии. —
Эти сведения сохраняют актуальность в настоящее время, поскольку их распространение может нанести ущерб безопасности РФ,
и требуют продления сроков засекречивания».
В комиссии подчеркнули, что в архивах нет сведений о репрессиях, которые были рассекречены ранее.
«Заключение не содержит ссылок на материалы, касающиеся массовых репрессий, подлежащие рассекречиванию в соответствии с указом президента от 23 июня 1992 года, — заявили в комиссии. — Возможные попытки использовать заключение для сокрытия информации, относящейся к репрессивной политике советского государства, могут быть обжалованы в установленном порядке».
В «Команде 29» заявили, что ожидали подобного ответа, однако намерены обратиться в суд.
«Чудеса свершаются редко, но мы надеялись, что раз петиция набрала 60 тыс. подписей, то ответ будет не такой скупой, а в комиссии проведут анализ засекреченных документов, — говорит юрист объединения Дарья Сухих. — Планируем оспаривать решение в суде. Ведь для того, чтобы продлить срок засекречивания документов, комиссия должна руководствоваться лишь исключительными обстоятельствами».
Напомним, петицию за рассекречивание «Команда 29» запустила после того, как
в марте 2014 года Межведомственная комиссия по защите государственной тайны решила продлить срок засекречивания еще на 30 лет — до 2044 года.
Как указывают активисты, таким образом, до 2044 года гриф «секретно» будет стоять на любых документах, содержащих информацию о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности, о лицах, сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами госбезопасности, о сотрудниках органов госбезопасности, принимавших участие в спецоперациях, и т.д. — список категорий информации из 23 пунктов дает возможность продлить срок секретности практически любого документа, созданного между 1917 и 1991 годами.
Также активисты опасались, что
под действие этого решения попадает огромное количество документов, касающихся «Большого террора» 1937–1938 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий.
«Сотни тысяч человек, попавших под расстрельные статьи, могут остаться безымянными, несмотря на все усилия потомков узнать о судьбе своей семьи в годы «Большой чистки», — говорится на change.org.