Следователи и спасатели, отправившиеся три дня назад с экспедицией на перевал Дятлова, смогли найти тело погибшего туриста. Группа из Перми, первой обнаружившая тело, сумела выйти на связь и уточнить место: в 20 км к северу от перевала Дятлова, на горе Моттёвчахль (1095 м над уровнем моря). Там стоял вагончик-бытовка. Мужчина, спасаясь от 30-градусных морозов и сильного ветра, поставил внутри вагончика палатку и лежал там, видимо, пытаясь согреться.
Судя по всему, он вел жизнь отшельника, пережидал в этом вагончике зиму, жег дрова, топил в котелке снег для чая и каши и делал записи в дневниках.
«Умершим оказался 47-летний житель Челябинска, уроженец города Рудный Кустанайской области Республики Казахстан, — у него обнаружен паспорт, — пояснил «Газете.Ru» старший помощник руководителя следственного управления СК по Свердловской области Александр Шульга. — При внешнем осмотре установлено, что телесных повреждений у мужчины не имеется, одежда без повреждений. Также выявлены явные признаки переохлаждения. В ходе осмотра установлен ряд признаков того, что мужчина являлся туристом: при нем обнаружен рюкзак, фотоаппарат, личные вещи. Дневников у него было несколько штук, в том числе со стихами и с контактами людей».
По словам Шульги, тело находилось в стадии сильного промерзания — вероятно, он погиб за несколько дней до 8 января, когда к бытовке вышли туристы. «Манси — местные жители — говорили, что видели его несколько раз в конце декабря недалеко возле горы. Возможно, он не жил в бытовке постоянно, а путешествовал по горам», — пояснил представитель СК.
По словам источников, паспорт был на имя Олега Бородина. Туристы, побывавшие в этих краях в теплое время года, рассказывали, что встречали отшельника Олега, беседовали с ним у вечернего костра. «Олег стоил тысячи таких, как вы, которые без микроволновки и айфона ничего в этой жизни сделать не можете... Он жил отшельником на перевале уже несколько лет, добрый, умный, интересный человек, любил рассказывать интересные истории и многое умел.
Просто искал себя в этом мире именно в Уральских горах», — написал в соцсетях уралец Алексей Борисов.
По его словам, это не первая зима отшельника в горах. «Он там уже зимовал, видимо, что-то случилось, ведь он был очень опытным туристом», — говорит Борисов.
В СМИ уже выступили родные погибшего — сын и жена. Они рассказали, что Олег однажды увлекся идеей создания родового поселения и даже пробовал жить с соратниками в построенном собственноручно доме, питаясь тем, что выросло на огороде. Однако тяга к уединению, видимо, была сильнее, и с 2013 года Бородин ушел в горы.
Отшельник сам соорудил на крыше бытовки солнечную батарею, провел электричество в домик, рассказывает турист Павел Плуталов. «Он был очень добрым и отзывчивым человеком. И не сектант. И не набожный. Верил в места силы, в энергетику мест, но это вполне распространенное явление среди людей. Всегда отогревал туристов. Приносил дрова из леса, но не топил ими печь, пока не приходили туристы. То есть на себя любимого он их не тратил. Этакий дед Мазай», — написал в соцсетях Плуталов.
Летом 2014 года путешественника встретили в горах члены троицкого клуба квадроциклов «Медведи». «Олега автостопом довезли от Вижая до перевала Дятлова, а потом он с нами доехал до Пупов, — рассказала представитель клуба Ольга Кудрявцева. — Он нас много фотографировал. Возможно, на его фотоаппарате наши фотографии остались. У нас есть видео, как он снимает машину вброд через реку и его течением сносит». На плато Маньпупунер с каменными столбами-останцами Олег отделился от команды, сказав, что «пойдет на камни молиться».
На видео, которое записали квадроциклисты, Олег рассказывает о себе — что работал инженером-электриком, оставил сыну 4-комнатную квартиру в центре Челябинска.
По его словам, в путь он отправился, чтобы «стать обратно человеком, как в 18 лет».
«Вижу, жизнь даром проходит. Денег немерено, даже больше, чем могу потратить. Но жизни-то нет, — говорит отшельник, сидя в охотничьем домике у горелки с кипящей кастрюлей. — Семью вырастил, ребенка в армию отправил, начал потихоньку на выходные в горы ходить, думал — не выдержу... Потом — на недельку, потом — на месяц. Сейчас отправляюсь в большое путешествие по Уралу». Первый раз он уходил в горы на три месяца, а задержался на полгода. На обратном пути его остановили на автовокзале сотрудники полиции, сказали, что он находится в федеральном розыске. «Я в розыске? Я же и мухи не обижу! Кодекс гармонии с природой предполагает, что нельзя ряд правил нарушать. Оказалось, что сын не выдержал, подал в розыск. Так тепло стало, что все-таки ждут», — вспоминал Олег.
Сейчас следователи читают дневники отшельника, пытаясь найти там объяснение его образу жизни и гибели. Когда они смогли раскрыть заледеневшие страницы, то обнаружили стихи Евгения Евтушенко.
Северный Урал сурово обходится даже с опытными туристами. Это в январские праздники почувствовал на себе 28-летний житель Миасса Андрей Подкорытов. Он профессиональный фотограф и спортивный турист с большим количеством походов за спиной. Свой путь через перевал Дятлова и до базы геологов в Трехречье он распланировал, надеясь, что впереди него пойдет группа туристов и проложит тропу среди снегов. Уже в горах из-за отказа спутникового телефона он не смог созвониться и узнать про дорогу. Позже выяснилось, что ее так и не проложили. Ему пришлось протаптывать путь в сугробах, порой глубиной по пояс.
«Наиболее критичной сложностью стало то, что я на первой же ночевке лишился своих основных внутренних перчаток», — рассказал Подкорытов.
Его история приводится на сайте городской клинической больницы №40 Екатеринбурга, куда его доставили спасатели.
В горах ему пришлось часто снимать грубые верхние рукавицы, чтобы свериться с навигатором и сделать фотосъемку. «Именно эти моменты послужили причиной обморожения пальцев на руках. В этом году в тех местах было аномально много снега. По этой причине вместо полутора дней на последние 30 км маршрута у меня ушло четыре дня.
Шел по рекам, по следам лосей.
Отмороженные руки не позволяли полноценно работать палками. Сначала торопился и шел без сна почти двое суток. Потом понял, что все равно нужно спать. Последние 5 км до Трехречья шел челноком — сначала тропил без рюкзака, потом возвращался за рюкзаком», — вспоминает турист.
На базу геологов он вышел к вечеру 9 января. Там дежурили сторож Федор с напарником. Они оказали первую медпомощь при обморожении, но это не помогло, тогда они вызвали МЧС. До базы было 150 км. «Спасатели из Ивделя Иван Моор и Константин Привалов больше суток пробивались на снегоходах до меня по целине, — говорит Подкорытов. — Оценив мое состояние, они приняли решение, что везти меня 150 км в минус 30 градусов нельзя. Я и сам не хотел ехать, так как руки и ноги мерзли и болели сразу по выходу на холод». Тогда за туристом был направлен вертолет МЧС.
Сейчас фотограф говорит, что чувствует себя хорошо. Врачи планируют выписать его из больницы в ближайшие дни. Вероятно, скоро Подкорытов покажет суровую красоту Уральских гор: «Съемка на плато Маньпупунер удалась, с погодой и светом повезло, надеюсь, что будут интересные снимки».