Тендер на оказание услуг по поиску и подбору персонала ОАО «НК «Роснефть» объявило 21 октября 2015 года. Как следует из закупочной документации, компания разыгрывает сразу два лота. Первый стоимостью 30 млн руб. — на подбор кандидатов для вакансий уровня замдиректора департамента, начальника управления, замначальника управления и руководителя проектов. Второй лот стоимостью 14 млн руб. — на поиск высшего руководящего персонала по технологии executive search.
Руководитель департамента HR-экспертизы портала SuperJob.ru Георгий Чернов говорит, что технология executive search применяется в тех случаях, когда компании требуется специалист конкретной сферы и компетенций или специалист в конкретном сегменте рынка.
«Грубо говоря, это вариант хедхантинга, — рассказывает Чернов. — Специалист досконально выясняет: кто нужен компании, в каких условиях ему предстоит работать, где такого человека найти и какие параметры предложения работодателя будут ему интересны. В общем, этот метод используется при закрытии сложных вакансий или при поиске редких специалистов».
По словам Чернова, в России есть только пять-семь крупных компаний, которые специализируются на этом методе. Стоимость подобных услуг зависит от вида контракта консультанта и заказчика (постоянный или разовый), объема работ и, конечно, репутации подрядчика.
«Агентство получает до 30% от годовой компенсации найденного менеджера, половина этой суммы идет консультанту, сумевшему переманить сотрудника»,
— на условиях анонимности рассказывает «Газете.Ru» хедхантер одного крупного агентства.
В техзадании «Роснефти», опубликованном на сайте «Госзакупки», также указаны премиальные за кандидатуры менеджеров, на основании которых будет рассчитываться окончательная сумма контракта. За управленцев уровня замдиректора департамента и выше максимальный размер вознаграждения будет составлять до 16% от годового оклада найденного сотрудника. За начальников управления и отделов хедхантеры получат по 14,3%, за топ-менеджеров — до 21,2%. При этом «охотники за головами» должны будут представлять лонг-лист с информацией не менее чем о десяти потенциальных кандидатах на работу. Результатом оказания услуг считается фактический выход кандидата на работу в «Роснефть». Только после этого происходит выплата вознаграждения.
В закупочной документации прописаны и требования к рекрутинговым агентствам. Так, фирма должна документально подтвердить, что с 2011 по 2015 год ее сотрудники подобрали «не менее десяти человек для нефтегазовых компаний на должности президента, вице-президента, заместителя вице-президента, советника, главного инженера и т.д.». Участник закупок не должен иметь конфликтов с правоохранительными органами, судебных разбирательств в качестве ответчика по искам «Роснефти» или ее дочерних компаний. Договор с победителем тендера будет заключен на два года.
По словам аналитика консалтинговой компании IST-Budget Яна Хельма,
«Роснефть» является лидером по закупкам услуг «охотников за головами».
«Компания находится на вершине топа торгов по подбору персонала. Так, по официальным данным сайта «Госзакупки», общие суммы потенциальных затрат на поиск через рекрутинговые агентства персонала у «Роснефти» за последние несколько лет могут составить около 140 млн руб., — рассказывает эксперт. — При этом «Ростехнологии», «Газпром», «Транснефть» в список лидеров заказов (по 223-му ФЗ) не попали. Возможно, поиск персонала в этих фирмах построен по другой схеме. Например, через свои дочерние компании, как это делает «Росатом».
Так, в 2013 году ООО «АТР-Нева», аффилированное с госкорпорацией, выиграло тендер на оказание услуг по предоставлению персонала Ленинградской АЭС, который включает в себя и позицию по поиску сотрудников. Стоимость контракта составила 80 млн руб. При этом, по словам эксперта, крупнейшие банки с госучастием — ВТБ и Сбербанк, а также Аэрофлот и Ростелеком — тоже объявляют тендеры на услуги по поиску персонала. Но их стоимость ниже.
Заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом АНКОР Татьяна Баскина считает, что в первую очередь необходимо определиться с терминами. «В России зачастую под executive search (ES) понимают и рекрутмент, и чуть ли не массовый подбор, — поясняет специалист. — На самом деле, ES-компании занимаются поиском управленцев на стратегические позиции. Технология ES подразумевает львиную долю консалтинга, порой превращаясь не в поиск и оценку кандидатов, а в настоящий управленческий консалтинг, где нужный менеджер — завершающий этап организационных и бизнес-изменений в организации».
По словам Баскиной,
приход Джона Скалли в Apple, Мариссы Майер в Yahoo! стал возможен благодаря успешной работе ЕS. В России хедхантеры работали над приходом Юрия Соловьева в «ВТБ Капитал», Николая Прянишникова — в Microsoft и Максима Барского — в ТНК ВР.
Эксперт отмечает, что ES-компании работают по предоплате, которая вносится за каждый консалтинговый этап проекта, и лишь финальная часть оплачивается в случае выхода управленца на работу.
«Госкорпорации, министерства и ведомства также активно пользуются услугами ES-компаний, поскольку в современных условиях им необходимы грамотные управленцы ничуть не меньше, а в некоторых случаях — и больше, чем коммерческим структурам, — рассказывает замдиректора АНКОР. — Грамотный управленец может и заработать, и сэкономить. В общем, решить самые актуальные задачи в любой экономической обстановке».
В «Роснефти» уверяют, что тратят на поиск персонала не так уж и много, а указанные в тендере ставки вознаграждения ниже рыночных.
«40 млн — это не разовая выплата, это рамочное соглашение, заключенное компанией на два года, которое предусматривает гонорары и только за конкретно выполненную работу, — пояснили «Газете.Ru» в компании «Роснефть». — Опыт показывает, что обычно сумма не выбирается даже наполовину, потому что не так просто найти хорошего специалиста».
Также представители корпорации отметили, что сумма, затраченная на подбор персонала 2013–2015 годах, значительно ниже сумм, отраженных в договорах, так как компания фактически не направляла в адрес кадровых агентств заявки, осуществляя подбор специалистов собственными силами.