«С весны этого года соцработница, которая приносит мне лекарства, стала все чаще говорить, что их просто нет, поэтому не дают», — рассказывает 87-летняя московская пенсионерка Ксения. Дефицитными стали, например, препараты «Кардикет», «Дигоксин гриндекс», «Бетагистин», «Бисопролол», «Амплодипин», «Ацекардол». «То нет, то, говорят, зайдите позже, не привезли еще», — добавляет она.
В департаменте здравоохранения Москвы утверждают, что нехватки этих препаратов в городе нет.
Задержки с выдачей лекарств объясняют возможной недобросовестностью провизоров.
В Москве действует следующая система: в поликлиниках есть аптечные киоски, через которые выдаются лекарства по льготным рецептам. Если препарат есть в киоске, он выдается сразу. Если нет, то делается соответствующая пометка в так называемый «11-й журнал», эти пометки провизор ежедневно собирает и дает сигнал на склад с лекарствами. Такие рецепты называются отсроченными, их в неделю накапливается 400–600 штук на всю Москву, включая ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административный округ).
Максимальный срок, в который лекарство должно поступить после предъявления рецепта в киоск, — 15 дней. Лекарств, «опаздывающих» на больший срок, в столице в неделю бывает не более пяти случаев. А жалоб москвичей на то, что препарат не выдали вовремя, — от 10 до 15 в неделю.
Хранением лекарств и доставкой их занимается не департамент, а логистические компании, с которыми город заключил контракт (их шесть на всю Москву). Как сообщил «Газете.Ru» руководитель ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций департамента здравоохранения» Андрей Белостоцкий, от услуг двух компаний (по Центральному и Восточному округам) пришлось отказаться из-за их неудовлетворительной работы.
«Не всегда вовремя делаются пометки в «11-й журнал». Транспортные расходы — основные для таких компаний.
И вывозить трижды в неделю небольшие партии не так выгодно, как одну партию — раз в неделю.
Поэтому могут таким образом экономить, а в итоге получаются задержки по выдаче лекарств», — сказал он.
По словам Белостоцкого, до конца года московские власти планируют полностью отказаться от услуг логистических компаний и перейти на централизованное лекарственное обеспечение, чтобы департамент здравоохранения стал ответственным за все этапы доставки лекарств.
Еще одна причина жалоб москвичей, по предположению Белостоцкого, может быть в том, что им неудобно приходить за лекарством еще раз — через десять дней. Выписать же аналогичные препараты, которые в отличие от льготных лекарств уже сейчас есть в аптеках и которые больной купил бы за свой счет, врачи не имеют права. Льготник в таком случае имеет право обратиться в суд и получить с депздрава компенсацию затраченных средств.
Препараты закуплены на несколько месяцев вперед
С 2008 года обеспечивать льготников лекарствами обязаны субъекты Российской Федерации. Список льготных препаратов утвержден распоряжением федерального правительства. Из федерального же бюджета выделяются средства каждому региону на закупку лекарств: в 2015 году на каждого льготника приходится по 707 руб.
Еще весной во время «прямой линии» президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о нехватке лекарств, говорил, что все необходимые жизненно важные препараты закуплены на несколько месяцев вперед: на эти цели было выделено дополнительно 16 млрд руб. Министр здравоохранения Вероника Скворцова в начале сентября сообщила, что количество отсроченных рецептов снизилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Но еще в феврале ситуация была зеркальная: отсроченных рецептов оказалось почти 8 тыс., что на 20% больше аналогичного показателя 2014 года.
«Низы» не могут
«Финансовые средства в регионы перечислены», — уверили «Газету.Ru» в Росздравнадзоре, добавив, что при этом ограничения на обеспечение препаратами по сумме нет. В то же время
проверки, проведенные Росздравнадзором в 74 субъектах Федерации, показали неохотное и несвоевременное назначение бесплатных препаратов,
недостаточное количество как самих лекарств для льготников, так и обслуживающих их аптек. Об этом сообщил замруководителя ведомства Дмитрий Пархоменко.
По словам экспертов, зачастую в регионах не могут четко рассчитать потребности, и часть закупленных лекарств остается невостребованной, в то время как каких-то других препаратов, наоборот, не хватает.
В свою очередь, в региональных департаментах объясняют сложившуюся ситуацию не ошибками в расчетах, а банальной нехваткой финансирования. «Система льготного лекарственного обеспечения, я выскажу свое мнение, стала плохо работать. Просто недорабатывает, откровенно говоря. Мы видим, что
уже несколько лет в полном объеме обеспечивать льготные категории граждан лекарствами мы просто не можем.
При существующей нормативно-правовой базе ни один бюджет с этим не справляется. Как в нашем регионе, так и в целом по России», — сказал замначальника отдела министерства здравоохранения Пензенской области Александр Назаров.
Некоторые федеральные льготники в Орловской области с конца прошлого года не могут получить жизненно необходимые лекарства. В частности, препараты «Тасигна» (нилотиниб), «Мирапекс» стали выдавать только спустя полгода. «Ввиду того что препарат является достаточно дорогостоящим (более 146 тыс. руб. — «Газета.Ru»), закупка его в полном объеме (в пределах лимитов бюджетных обязательств) не представляется возможной», — заявил заместитель руководителя департамента Игорь Торопов. По его словам, препарат «Тасигна» последний раз закупался еще 24 ноября 2014 года.
У пенсионеров часто на самостоятельную покупку необходимых для жизни лекарств, которые должно предоставлять государство, уходит больше половины пенсии. «Препарат «Азилект» (противопаркинсонические средство) стоит 6 тыс. руб. За все время — четыре года — его дали только два раза, а он нужен каждый месяц. Говорят, нет лекарства, а за наличный расчет — сколько угодно. В итоге каждый месяц я покупаю его сам», — рассказывает пенсионер Анатолий Николаевич из Орла. При этом пенсия его составляет около 13 тыс. руб.
Перебои с поставкой льготных лекарств наблюдались и в Брянске. Ребенок-инвалид не смог получить от департамента здравоохранения жизненно необходимое лекарство в феврале и апреле 2015 года, сообщают местные СМИ. Матери ребенка пришлось купить препараты самостоятельно за 10,4 тыс. руб. Она обратилась в прокуратуру, а та направила иск о бездействии департамента здравоохранения. Суд решил, что департамент обязан вернуть средства, которые мать ребенка потратила на лекарства.
Завод есть — инсулина нет
Ситуация порой доходит до абсурда. В Орле несколько лет назад открыли первый в России завод полного цикла по производству инсулина в форме шприц-ручек. Но даже
в этом регионе лекарства не хватает местным же льготникам.
Одна из сотрудниц трамвайно-троллейбусного предприятия Орла (МУП «ТТП») была вынуждена купить инсулин за собственные средства, когда в поликлинике ей отказали в выдаче положенного ей бесплатно препарата. На это пришлось потратить 4 тыс. руб. при зарплате в 9 тыс. руб.
В Росздравнадзоре заявили, что в отношении департамента здравоохранения Орловской области «были установлены нарушения прав граждан в части своевременного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, в т.ч. вследствие их несвоевременной закупки». Объяснились недочеты тем, что в начале года проводилась реорганизация департамента и управления госзакупок. Проверка показала, что льготникам отказывали в выдаче препарата «Кселода», а число льготников и заявок на лекарства для них не совпадали.
Подешевле или ничего
В последние месяцы некоторым льготникам стали выдавать более дешевые аналоги, от которых не такой ощутимый эффект, говорят льготники. «В феврале мне сказали, что лекарство к ним не поступает, пусть выписывают аналоги. Однако по аптекам лекарство было везде, но оно недешевое. А аналоги на меня не действуют. Больше я к ним не ходила. Покупаю за деньги», — рассказывает москвичка Анна.
Как бы ни возмущались льготники, такая практика абсолютно законна. Лекарства закупаются по международному непатентованному наименованию, исключительно путем аукциона, где
определяющим фактором выбора является цена. С каким торговым наименованием победят препараты на аукционе, неизвестно,
подчеркивает Белостоцкий.
«К примеру, ацетилсалициловая кислота — это международное непатентованное наименование, а торговые наименования этого действующего вещества — «Аспирин», «Аспирин кардио», «Ацекардол», «Аспикор», «Аспинат», «Аспровит», «Ацетилсалициловая кислота», «КардиАСК», «Тромбо АСС», «Упсарин Упса» и так далее», — пояснил чиновник.
И в Минздраве, и в департаменте здравоохранения признали, что у пациентов может быть индивидуальная непереносимость аналоговых препаратов. В таких случаях врачебная комиссия может принять решение назначить пациенту лекарство под торговым наименованием. Если этих лекарств нет на складах, то их закупают для льготника в индивидуальном порядке. Вся процедура в среднем занимает около двух месяцев. Правда, насколько сильной должны быть непереносимость препарата и побочные эффекты от него, не уточняется.
Лекарства дорожают
Если на этот год регионы с разной степенью успешности закупили лекарства, то прогнозы на год следующий выглядят нерадужно. «Газета.Ru» писала, что за последнее время жизненно важные лекарства подорожали уже до 30%.
«Самый высокий рост — на лекарства нижней категории, до 50 руб., потому что их стало невыгодно делать. Из-за нерентабельности производства повышение составляет около 30%. Во второй категории наценка в районе инфляции — около 16%, верхняя категория, может быть, удержит рост в пределах 8–10%», — рассказывал ранее «Газете.Ru» директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Газете.Ru» заявил, что у столичной мэрии «были очень серьезные опасения, особенно в части закупки лекарств, потому что значительная их часть — импортные или изготавливаются на импортном сырье».
По словам Собянина, была вероятность обвального роста цен.
«Нам удалось договориться с поставщиками практически не менять цены, несмотря на девальвацию, — отметил мэр. — Будем следить, чтобы ничего не ухудшилось, в случае необходимости — добавлять ресурсы, чтобы обеспечить безусловное выполнение всех обязательств по льготным лекарствам. Ну и, соответственно, поддерживать систему медпомощи в поликлиниках и больницах».
Белостоцкий добавил, что в Москве ввели схему, по которой разрешается заключать контракт с единственным поставщиком без конкурса. Но это делается по распоряжению мэра, если на конкурс дважды не подается ни одной заявки и возникает угроза жизни льготников. «Такие ситуации возникают с дешевыми препаратами, которых требуется много. Эти лекарства неинтересны коммерсантам, потому что им это невыгодно. Но людям эти лекарства все равно жизненно необходимы», — пояснил Белостоцкий.
Страховка от дефицита
В других регионах проблему решают по-разному. Например, в Кировской области запустили программу, по которой пациенты могут совместно с регионом оплачивать некоторые лекарства. Так,
все сердечники теперь получают лекарства за счет областного бюджета и доплачивают только 10% от стоимости лекарств.
Но тем самым повышается доступность препарата.
Еще одним способом исправления ситуации мог бы стать переход на систему лекарственного страхования. С такой инициативой перед российским Минздравом выступил ряд регионов. Все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни. Такая страховка может быть включена в ОМС. Это одна из распространенных мировых моделей, однако в России, по словам экспертов, она пока нежизнеспособна.
Наиболее реальной выглядит система референтных цен: государство устанавливает планку, до которой оно готово платить из бюджета. А льготник приходит в аптеку и либо соглашается на более дешевый дженерик, либо предпочитает взять более дорогой препарат, но доплатить разницу из своего кармана. Однако пока такая схема находится на самой начальной стадии внедрения: только недавно появилось распоряжение правительства, по которому можно отобрать регионы, участвующие в «пилоте».