Руководство Третьяковской галереи разрабатывает меры борьбы с так называемыми серыми экскурсоводами, которые проводят туры по музею без соответствующего разрешения. По словам заместителя гендиректора по просветительской и издательской деятельности Третьяковки Марины Эльзессер, такая проблема существует практически во всех музеях. Несмотря на то что в правилах посещения учреждения обычно есть прямой запрет на осуществление коммерческой и незаконной экскурсионной деятельности,
поймать нелегальных гидов за руку практически невозможно. Они утверждают, что просто рассказывают об экспонатах своим родственникам или друзьям,
— и неважно, что их набралось 20 человек, а по имени гид никого не помнит.
«Серые экскурсоводы» обычно действуют следующим образом: либо набирают группу заранее через интернет (и также получают деньги), либо заманивают экскурсантов непосредственно на площадке перед музеями. В последнем случае плата может взиматься уже после посещения выставочного зала, и тогда доказать, что экскурсия была платной, также проблематично.
«Достаточно распространен «симбиозный» способ. На многие популярные точки, например «Мосфильм» или «Москва-Сити», вход открыт для простых посетителей, но немногие об этом знают. И гиды набирают свою группу через интернет, берут с них в два-три раза больше, чем стоит экскурсия, а потом просто передают туристов с рук на руки штатным экскурсоводам — вместе с определенным процентом от собранной суммы», — рассказал «Газете.Ru» экскурсовод Виктор Александров.
По словам Александрова, самые хлебные места для экскурсоводов-частников — Красная площадь, Замоскворечье, Сандуновские бани, «Мосфильм» и старые кладбища. Разумеется, есть в отрасли и жесткая конкуренция.
«Бывают подставы, которые экскурсоводы устраивают друг другу.
Например, на Ваганьковском кладбище мой конкурент назначил время и место сбора группы такое же, как и у меня. Но пришел на 15 минут раньше и за это время переманил нескольких человек в свою группу. Нередко воруют экскурсии, если бюро придумает какую-нибудь необычную тему. Копирайтов в этой среде, понятное дело, нет», — говорит Александров.
Жалуются «серые экскурсоводы» не только на коллег, но и на клиентов.
«Часто к туру пытаются прибиться зайцы,
я лично в таком случае предлагаю им оплатить экскурсию в ее конце. Часть сразу же уходит, а некоторые, напротив, остаются и действительно платят, — привел пример Александров. — На Ваганьковском кладбище есть могила Есенина, где постоянно находятся поклонники его творчества, которые мнят себя знатоками поэта. И они очень часто пытаются поправлять экскурсоводов, спорить. Но это скорее анекдотические персонажи».
По мнению Александрова, интерес к экскурсиям начал просыпаться примерно четыре года назад, и сейчас востребованность гидов выросла в разы. В дальнейшем популярность такого вида отдыха будет только увеличиваться. Отчасти это связано с тем, что иностранцам стало выгоднее приезжать в Москву, а отчасти — с тем, что многим россиянам теперь отдых за границей не по карману, так что растет внутренний туризм. И этот спрос надо будет как-то удовлетворить.
В Москве — единственном пока субъекте РФ — существует своя система аккредитации гидов и экскурсоводов. После курса обучения, который в зависимости от уровня желаемой подготовки может занимать до полугода, гид проходит «выпускные экзамены» и получает право водить экскурсии по городу и/или при музеях, по экспонатам которых он учился. Водить туристов такой легальный гид может, например, в Музеи Московского Кремля, Третьяковскую галерею и ГМИИ им. Пушкина. Если гид проходит минимальное обучение, то он получает право водить уличные экскурсии. Собственные школы экскурсоводов есть и при крупных музеях: после обучения гид зачисляется в штат конкретного музея и получает зарплату от учреждения.
Однако сами представители туриндустрии переходить на легальные рельсы не слишком-то спешат.
«Даже если учитывать, что для экскурсоводов разрешили брать патенты на трудовую деятельность и не платить ряд налогов, для этого все равно надо регистрироваться как индивидуальный предприниматель, а это сложная бюрократическая процедура, с которой не хочется связываться никому. Пока нет существенного наказания за «теневые экскурсии», оно того не стоит», — говорит Александров.
Сейчас максимум, что музей может сделать, — это пожаловаться в Ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, чтобы организация лишила человека лицензии. Но это только при условии, что лицензия была изначально.
В туриндустрии от нелегальных гидов особого вреда не видят, поскольку их не так много. «Корпоративные клиенты приносят основной доход. Но крупные компании не будут сотрудничать с не оформленными официально экскурсоводами, так как элементарно платежи идут по безналичным каналам и оформляются «по-белому», — говорит гид «Экскурс-бюро №1» Алина Репина.
В то же время власти считают, что деятельность экскурсоводов давно пора регламентировать на общероссийском уровне. «Это вопрос федерального законодательства, — пояснил «Газете.Ru» первый замглавы департамента нацполитики, межрегиональных связей и туризма Сергей Шпилько. — Неоднократно обсуждались поправки в ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ», обязывающие гидов проходить аттестацию, но они до сих пор не приняты».
В свою очередь, Мосгордума, при соответствующем запросе от музеев, готова провести ряд «круглых столов», посвященных этой проблеме и выработать совместное законотворческое решение, сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии столичного парламента по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.