18 сентября комиссия определит трех финалистов конкурса на памятник жертвам политических репрессий. Проекты, занявшие третье и второе место, получат 250 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно, а победитель, помимо 350 тыс. руб., сможет претворить свой проект в реальность. Памятник, созданный по идее лауреата, решено поставить на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садовой-Спасской улицы, на участке площадью 0,27 га.
«Сегодня в разных регионах Российской Федерации установлено немало памятников и памятных знаков миллионам пострадавших от репрессий. Однако единого общенационального монумента, посвященного памяти жертв политических репрессий, возведенного от имени государства и соответствующего масштабам трагедии, до сих пор нет», — говорится на официальном сайте конкурса.
«Монумент жертвам политических репрессий в Москве должен не только хранить и передавать память о трагедии, но также
подводить к мысли о недопустимости террористических методов управления государством,
о высшей ценности человеческой жизни, о личной ответственности каждого за будущее страны», — отмечается в положении о конкурсе.
Организаторами конкурса стал столичный департамент культуры и музей ГУЛАГа. Кто будет финансировать создание и установку памятника, на сайте конкурса не сообщается. На портале есть раздел «сбор средств», куда можно перечислить деньги на работу, но сколько уже собрано, выяснить невозможно. После того как конкурсная комиссия определится с лучшей работой, будет открыта выставка всех участников конкурса (до 7 октября), выставка финалистов (с 30 октября по 1 декабря), а официальное объявление победителей состоится 30 октября.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, член экспертного совета конкурса Евгений Герасимов, сейчас отобрано десять работ, вошедших в шорт-лист. «Очень важно, чтобы работы не повторяли те, что уже есть в Европе, также финалисты должны быть понятными и объединяющими. Также надо учитывать, что у нас многоконфессиональная страна, и политические репрессии — это трагедия всего народа, вне зависимости от религии. Ну и практический момент: должны были учитываться наши погодные условия», — перечислил он критерии отбора.
Герасимов добавил, что «не имеет полномочий говорить, какой из проектов сейчас лидирует». Один из членов жюри отметил в беседе с «Газетой.Ru», что им дают проекты без указания авторства, чтобы решение было максимально объективным и непредвзятым. По той же причине в жюри отсутствуют профессиональные скульпторы.
Однако источник «Газеты.Ru», хорошо знакомый с ситуацией, сообщил, что
по количеству набранных голосов лидирует проект скульптора Георгия Франгуляна.
Он известен как автор памятников Иосифу Бродскому, Булату Окуджаве, Дмитрию Шостаковичу, Араму Хачатуряну, Борису Ельцину и Егору Гайдару.
По словам члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, члена жюри Александра Брода, на конкурс были присланы «очень интересные решения». «Даже названия символичные, слова, перекочевавшие из литературного мира, — «Реквием», «Котлован», — рассказал он «Газете.Ru».
Брод отметил, что есть единственный минус — не очень удачное место выбрано. «Это, конечно, центр Москвы, но совсем небольшой пятачок. Рядом находится здание страховой компании, и фасад будет подавлять памятник. Было предложение сделать так, чтобы фасад тоже играл на усиление эффекта, повесить там панно или сделать экраны с кадрами. Но непонятно, будет ли это реализовано», — сказал он.
Примечательно, что
памятник-победитель будет утверждаться указом президента РФ, по аналогии с памятником князю Владимиру,
который на днях было решено установить на Боровицкой площади. Правозащитники видят в этом определенный диссонанс.
«Решение сделать такой памятник, почтив память жертв репрессий, — невероятно важное, особенно на фоне определенной реабилитации Сталина в последнее время и сохранения авторитарных тенденций, в том числе и в политике, — полагает Брод. — Хорошо, что в жюри входят люди, близкие к теме, а не ручные соглашатели. И то, что памятник будет, — очень серьезный гражданский шаг со стороны власти. Но важно сделать так, чтобы не было противоречия, когда одна рука делает авторитарные вещи, а другой — их же осуждает».