О старте проекта «Кортеж», предусматривающего создание не только президентского лимузина, но и целой линейки автомобилей, в том числе для лиц, подлежащих госохране, стало известно в 2012 году. В качестве потенциальных исполнителей Минпромторг рассматривал тогда АМО «ЗИЛ», ОАО «ГАЗ», а также ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ).
«Кортеж» в суде
В сентябре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому генподрядчиком «Кортежа» становился ФГУП НАМИ. В свою очередь, ФГУП привлек к проекту ООО «Маруся Инжиниринг», принадлежавшее известному телеведущему Николаю Фоменко. Фирма должна была провести исследование автомобилей-аналогов, разработать техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ, а также изготовить макеты экстерьера автомобилей седан и SUV и посадочного макета интерьера «Седан» в масштабе 1:1.
Однако, как выяснила «Газета.Ru», заказчику не понравилась работа, выполненная ООО «Маруся Инжиниринг, и он отказался расплачиваться с компанией. В итоге ООО «Маруся Инжиниринг» обратилось в арбитражный суд Москвы.
Как следует из материалов дела, сумма договора, заключенного между ФГУП НАМИ и ООО «Маруся Инжиниринг», составляла 142,6 млн руб. Большая часть этих средств «Марусе» была уплачена. Но остался долг в 13 млн руб. Также фирма требует, чтобы институт выплатил неустойку в 2 млн руб.
Однако представители НАМИ в суде утверждают, что в ходе исполнения контракта в работе «Маруси» были выявлены существенные недостатки.
«12 февраля 2014 года заказчик направил исполнителю претензионное письмо от №1001/43 а, в котором указал о выявленных замечаниях по направлению «Двигатель», бизнес-плану и финансовой модели», — говорится в материалах дела. Однако ответа на него не последовало. В связи с чем исполнителю было направлено уведомление о том, что «ненадлежащее исполнение обязательств по договору является недопустимым и служит основанием для уменьшения стоимости контракта на 37,2 млн руб.».
По данным арбитражного суда, недостатки выполненных работ были подтверждены результатами экспертизы, проведенной экспертами Научно-исследовательского института специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана.
«Таким образом, заказчик был лишен возможности воспользоваться результатами выполненных научно-исследовательских работ согласно целям, которые преследовались им при заключении договора», — пришел к выводу суд и 8 июня 2015 года отказал ООО «Маруся Инжиниринг» в удовлетворении исковых требований. Сейчас дело рассматривается в вышестоящей инстанции.
Миллиарды на лимузин
Согласно открытым данным, государство выделяло гораздо большую сумму на проведение научно-исследовательских работ, из-за которых судится «Маруся». Так, по данным сайта «Госзакупки», 24 октября 2013 года Минпромторг заключил с НАМИ контракт №0173100009513000714 на «разработку и постановку на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Общая его стоимость составила 350 млн руб. При этом за три месяца с момента подписания договора НАМИ получил 270 млн руб.
В феврале 2014 года Минпромторг заключил с ФГУП НАМИ, как с единственным поставщиком, еще один контракт в рамках так называемого проекта «Кортеж» на сумму 2,8 млрд руб. В ноябре 2014 года на сайте «Госзакупки» был опубликован еще один тендер, доставшийся НАМИ на сумму 8 млрд руб.
В свою очередь, контракты между ФГУП «НАМИ» и ООО «Маруся Инжиниринг» в базе «Госзакупок» не отражены. Сведения имеются лишь об одном контракте, заключенном между ФГУП и компанией «Маруся Моторс», которая является учредителем «Маруся Инжиниринг», на 7,2 млн руб. на создание макетов экстерьера автомобилей седан и SUV и посадочного макета интерьера «Седан» в масштабе 1:4.
Во ФГУП НАМИ оперативно прокомментировать то, как распределяются средства, выделяемые Минпромторгом на создание автомобиля для первых лиц, не смогли.
Представители ООО «Маруся Инжиниринг» были недоступны. C Николаем Фоменко связаться также не удалось.
«Маруся» слезы льет
По данным базы «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», ООО «Маруся Инжиниринг» сейчас находится в состоянии банкротства, в отношении компании введено внешнее управление. Учредитель ООО «Маруся Инжиниринг» — компания, владелицей которой является Ирина Бугрова. По данным ЕГРЮЛ, до ноября 2014 года компанией «Маруся Моторс» владела фирма «МАРУССИА ЛЮКС С.А.», зарегистрированная в Люксембурге. Ранее вместе «МАРУССИА ЛЮКС С.А.» в состав соучредителей компании «Маруся Моторс» входило ООО «Е.М.М.», которое сейчас также находится в стадии банкротства.
По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Е.М.М.» владеет компания «ЛЮКСЕМБУРГ», зарегистрированная по адресу: Люксембург, бульвар Гранд-Дюшесс Шарлотт, д. 48. Ранее в состав соучредителей входили Ефим Островский, Антон Колесников и телеведущий Николай Фоменко.
8 августа 2015 года стало известно, что банк «Петрокоммерц» подал иск в Тверской суд Москвы к телеведущему Николаю Фоменко и его партнеру по проекту Marussia Motors Антону Колесникову. Банк требует возврата кредита и погашения пени на сумму около 61 млн руб.
В феврале 2011 года Фоменко взял в банке кредит для разработки и выпуска первого в России спорткара. Планировалось, что в 2012 году спорткары Marussia выйдут на рынок.
Как рассказывал журналистам сам Фоменко о проекте Marussia Motors, у компании было 700 заявок от потенциальных покупателей из Европы. Также он обещал открыть заводы в Бельгии и Германии.
Однако вскоре у компании возникли финансовые проблемы.
4 апреля 2014 года из компании «Маруся Инжиниринг» («дочка» Marussia Motors) были уволены последние 50 сотрудников. Из-за долгов по зарплате более десятка сотрудников обратились в прокуратуру.
В свою очередь, Тверская межрайонная прокуратура Москвы передала в Следственный отдел СКР по Тверскому району материалы проверки, подтверждающие, что руководство предприятия «Маруся Инжиниринг» не выплачивало сотрудникам заработную плату более трех месяцев.
<1>В ноябре 2014 года Marussia Motors объявила о прекращении деятельности и увольнении всех сотрудников. Прототипы спорткаров были брошены на стоянках у бывшего здания компании.
Между тем банк «Петрокоммерц» не единственный, которому задолжали фирмы, связанные с реализацией мечты телеведущего о российском спорткаре. По данным «Коммерсантъ КАРТОТЕКИ», Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению поручений налоговых органов возбудил исполнительное производство по взысканию с ООО «Маруся Инжиниринг» задолженности в размере 5,5 млн руб. Также приставы возбудили исполнительное производство в отношении компании ООО «Е.М.М.» по взысканию 15,4 млн руб. А 8 июля 2015 года арбитражный суд Москвы принял к к производству исковое заявление ООО «Векос» к ответчику ООО «МАРУСЯ МОТОРС» о взыскании денежных средств в размере 81 млн руб. по договору займа №57-08/06/09 от 08.06.2009.