Земельный суд в городе Люнебург на севере Германии приговорил 94-летнего пенсионера к четырем годам тюрьмы. Казалось бы, приговор слишком строгий с учетом почтенного возраста, если бы не одно но: на скамье подсудимых оказался бывший охранник концлагеря Освенцим Оскар Гренинг.
Хотя Гренинг сам и не принимал непосредственного участия в убийствах заключенных «лагеря смерти», суд постановил, что его работа оказывала «экономическую поддержку национал-социалистическому режиму». В Освенциме он занимался тем, что изымал у прибывавших в концлагерь личные вещи и вел учет изъятых у них ценностей. Деньги, которые забирали у узников, Гренинг подсчитывал и отправлял (а иногда и доставлял лично) в главное административно-хозяйственное управление СС в Берлине. За это медиа прозвали его «бухгалтером Освенцима».
В центре обвинения находилась так называемая венгерская акция, произошедшая в Аушвице летом 1944 года. Тогда в лагерь прибыли более 137 поездов с венгерскими евреями и другими заключенными.
В общей сложности 425 тыс. человек были доставлены в «лагерь смерти», из которых около 300 тыс. были сразу уничтожены — отравлены газом и сожжены в лагерных печах.
«Для меня не вызывает сомнений тот факт, что я с моральной точки зрения являюсь соучастником», — отметил Гренинг во время одного из слушаний. Однако своей вины пенсионер не признал до самого конца.
Прокуратура требовала для него наказания в 3,5 года заключения, однако суд вынес более строгий приговор. Теперь надзорное ведомство должно решить, позволяет ли ему состояние здоровья отбывать наказание в заключении. По словам адвоката Гренинга, судебный процесс оказал негативное влияние на самочувствие пенсионера — «он страдает от давления, обрушившегося на него после показаний свидетелей».
Расследование в отношении Оскара Гренинга уже проводилось в 1970-х годах, однако тогда ему не было предъявлено никаких обвинений и до суда дело не дошло. Дело в том, что на протяжении десятилетий власти Германии преследовали только тех сотрудников концлагерей, которые непосредственно участвовали в убийствах узников. Однако в 2011 году после дела Ивана Демьянюка позиция юстиции изменилась: даже одного доказанного факта несения службы в администрации Освенцима стало достаточно, чтобы привлечь человека к ответственности.
В случае с Оскаром Гренингом таких фактов было хоть отбавляй: в 2005 году он дал обширное интервью журналу Spiegel, а также предоставил ему свои дневники, которые он вел во времена Третьего рейха. Согласно этим материалам мужчина добровольно поступил на службу в ряды «Ваффен-СС», будучи убежденным нацистом. В 21 год (в 1942 году) он поступил на службу в Освенцим.
Бухгалтером концлагеря Гренинг стал в силу того, что до службы в СС он работал в банке.
По его собственному признанию, Гренинг знал, что большинство прибывших узников подлежали уничтожению в газовых камерах. Кроме того, однажды он стал свидетелем того, как один из эсэсовцев убил рыдающего младенца — прямо на глазах матери.
«Он просто стоял там и смотрел. Он не делал ничего [чтобы остановить преступления] и знал, что происходит в лагере», — рассказала одна из свидетельниц, которая сама была узницей концлагеря и видела Гренинга «за работой». По ее словам, приговор бухгалтеру Освенцима сможет восстановить справедливость, нарушенную во время холокоста: «В лагере мне не к кому было обратиться за помощью. А в то же время так называемые люди, которые работали в Аушвиц-Биркенау, заводили семьи и детей».
Эксперт по холокосту Вольфганг Бенц признает: Гренинг был всего лишь винтиком в нацистской машине смерти, однако это не отменяет его вины. «Гренинг был частью механизма убийства. Аушвиц был сложной фабрикой смерти, а не собранием психопатов-одиночек», — считает историк.
Наблюдатели не исключают, что суд над Гренингом станет одним из последних процессов над бывшими охранниками «лагеря смерти». В настоящее время готовятся аналогичные судебные разбирательства еще в двух городах Германии — Шверине и Дортмунде.
На скамье подсудимых могут оказаться еще два бывших члена СС, которые работали в Аушвице: 94-летний Хуберт З. и 93-летний Рейнхольд Х.
Комплекс концлагерей Аушвиц-Биркенау располагался в 1940–1945 годах в Польше, возле города Освенцим, в 60 км к западу от Кракова. За время войны жертвами «лагеря смерти» стали около 1,4 млн человек, из которых примерно 1,1 млн составляли евреи.
Аушвиц-Биркенау, ставший одним из главных символов холокоста, был освобожден 27 января 1945 года советскими войсками. Этот день был объявлен ООН как Международный день памяти жертв холокоста.