Идею о возвращении лечебно-трудовых профилакториев директор ФСКН озвучил во время доклада о стратегии ФСКН.
«Практика трудовой реабилитации была успешно реализована в СССР в коммунах А.С. Макаренко и позднее в лечебно-трудовых профилакториях, — заявил Виктор Иванов. — Сегодня данные меры эффективно применяются в большинстве стран мира. Мы же, уничтожив систему лечебно-трудовых профилакториев, так называемых ЛТП, ничего нового в этом плане не создали и, соответственно, за четверть века не смогли эффективно ответить на катастрофический рост незаконного оборота наркотиков и наркотизации населения».
По словам Иванова, «необходимо задействовать весь арсенал подобных наказаний: обязательные работы, исправительные работы и принудительные работы».
Также ФСКН высказался в пользу смягчения наказания за хранение наркотиков, если человек не занимается их распространением.
«Представляется целесообразным организовать отдельное принципиально новое направление — снижение степени наказания за хранение без цели сбыта, — говорит Иванов. — А с другой стороны, ввести в качестве такого более мягкого и социально ориентированного наказания за хранение без цели сбыта исправительные работы, сопряженные с реабилитационными программами».
Впрочем, как выяснила «Газета.Ru», конкретного проекта по поводу идеи исцеления трудом у Госнаркоконтроля нет. Более того, как пояснил источник издания в ведомстве, о возрождении ЛТП в привычном понимании ФСКН даже не думает.
«Принудительное лечение в стране запрещено и в том виде, в каком оно было при СССР, возрождать его не то что не планируется, а попросту невозможно», — пояснил собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.
В ФСКН также пояснили, что наиболее реальный вариант — использовать уже существующие реабилитационные центры, которые практикуют трудотерапию. Однако в самих центрах «Газете.Ru» объяснили, что трудотерапия в чистом виде не помогает наркоманам.
Так, в реабилитационном центре «Ручей» под Псковом, который некогда навещал сам Виктор Иванов, труд является лишь небольшим элементом лечебной программы.
«Трудотерапия является лишь элементом психотерапии, — пояснили в «Ручье». — Через послушание пациент приходит к смирению, к миру в душе. У нас нет такого, чтобы с утра до вечера люди работали, как в ЛТП. Они работают 1 час 40 минут в день. Это приучает их к тому, чтобы они ухаживали за чистотой в своем доме. Прививает ответственность за занятие бытом».
В организации «Исход» отмечают, что труд в чистом виде может даже затруднить реабилитацию человека.
«Акцент на трудотерапии неправилен, — говорит волонтер организации Александр Ноздрачев. — Просто трудиться не получится, труд в чистом виде будет их ожесточать. Человек должен восстановиться как личность и восстановить трудовые навыки, выйти в социум. Поэтому жить общиной, коммуной — ненормально, это может помешать социализации. В нашей программе лишь одна десятая часть посвящена восстановлению трудовых навыков. То есть, чтобы они научились обслуживать сами себя, не дожидаясь помощи, кто-то готовить научился, кто-то — картошку сажать».