«Газета.Ru» изучила ведомственный приказ и методичку, в которых описывается, что нельзя писать о суицидах и самоубийцах, чтобы не запретили публикацию или не заблокировали сайт. Так, к примеру, к информации о способах совершения самоубийства относится «наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства)», «наличие информации об одном или более способах совершения самоубийства; описания (демонстрации), в том числе текст, изображение… средств и (или мест) для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого способа самоубийства».
Приказ был разработан осенью 2013 года тремя ведомствами – Роспотребнадзором, ФСКН и Роскомнадзором (№1022/368/666 от 11.09.2013 г., «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации…»). За окончательные формулировки шла довольно серьезная битва, рассказал «Газете.Ru» координатор комиссии Российской ассоциации электронных коммуникаций по правовым вопросам Глеб Шуклин, который в качестве эксперта принимал участие в разработке приказа.
«В частности, там было исключение, что эти требования не должны применяться к изданиям общественно-политической направленности, потому что важно освещать проблему – в том числе суицидов – со всех сторон, а не закрывать на нее глаза. Но к концу обсуждения независимых экспертов перестали приглашать на мероприятия и этот пункт из окончательного варианта тоже выкинули, — вспоминает Шуклин. —
Мы бились за более мягкие формулировки, чтобы не доводилось все до абсурда, но уцелели формулировки чиновников».
Блокировку материала на сайте «Православие и мир» о трагической гибели известного профессора-кардиолога Эдмунда-Михаила Люде, страдавшего от постоянных болей, с указанием его болезни, Шуклин считает явным «перебором».
«Это же была новость не про самоубийство, а про адекватное обезболивание, точнее – его отсутствие, и у меня просто нет слов, как можно было заблокировать такой материал», — говорит эксперт.
Под запрет также могут попасть материалы с опросом, тестом или рейтингом «на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы», а также «предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства».
Психолог Сергей Ениколопов считает, что эти ограничения вполне разумные.
«В запрете на публикацию есть разумное зерно – например, известно, что заметки про очередного покончившего с собой подростка провоцируют новую волну самоубийств, но главное, чтобы с водой не выплеснули ребенка, — говорит заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМ Сергей Ениколопов «Газете.Ru». — Описывать конкретный способ самоубийства нельзя – во-первых, надо щадить чувства родственников, то есть это разумно с этической точки зрения. Во-вторых, нельзя давать подсказки для других онкобольных, которые, может быть, до этого случая не задумывались о том, чтобы тоже расстаться с жизнью, или не обдумывали конкретный способ самоубийства».
С другой стороны, рассуждает Ениколопов, не писать о том, что эффективное обезболивание недоступно больным, тем более нельзя, так же как и ставить этот вопрос перед Минздравом.
«После того как написали о самоубийстве адмирала Апанасенко, это спровоцировало серьезные изменения в лучшую сторону в плане облегчения участи больных при получении ими или их родственниками обезболивания», — поясняет он.
Ранее Роскомнадзор заявил «Газете.Ru», что предупреждение порталу «Православие и мир» — не их инициатива.
«Мы выступаем лишь в роли исполнителя, решение о запрете принимал Роспотребнадзор», — сообщил «Газете.Ru» официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский.
В Роспотребнадзоре «Газете.Ru» пояснили, что уже с 2012 года работают с материалами, в которых встречается пропаганда суицида, используя для этого специальную методичку.
«Методические указания для нас разработало научное сообщество, — пояснила пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Сергеева. — Акцент тут делается не на онкобольных. Главное, чтобы суицид не преподносился как способ выхода из сложной ситуации».
Сергеева также уточнила, что Роспотребнадзор сам не занимается поиском некорректной, на их взгляд, информации.
«Мы работаем по тем ссылкам, которые нам присылают граждане, эксперты или другие органы», — заявила Сергеева, не уточнив, кто пожаловался на публикацию на сайте «Православие и мир».
При этом Сергеева на момент публикации так и не предоставила «Газете.Ru» список методических указаний, которые, по ее словам, ведомство использует для оценки материалов с правовой точки зрения.