Москвичи, воодушевленные долгожданной теплой погодой, сейчас много времени проводят на улицах. Но прогулки то и дело прерываются неожиданными препятствиями в виде вздыбившейся или просевшей плитки. На улицах, где тротуары замощены небольшими плитками из цементного бетона, дефекты в основном видны там, где устанавливались новые остановочные павильоны, столбы или канализационные люки: небольшие «заплатки» из более свежей плитки успели просесть относительно остального покрытия.
Самые серьезные разрушения видны на пешеходных улицах, которые массово обустраивали в последние два года. Например, на Пятницкой улице на плитках есть сколы, отдельные элементы покрытия налезают один на другой, как пласты асфальта после землетрясения. Некоторые плиты просто вырваны из мозаики.
Напомним, что на общую реконструкцию Покровки, Маросейки и Пятницкой улицы прошлым летом было потрачено более 400 млн руб.
Работы были проведены в рекордные сроки — в течение трех месяцев — и завершились в конце августа 2014 года. По контракту подрядчик — ОАО «Дорстрой» — обязан провести все ремонтные работы, однако предприятие в конце прошлого года начало проходить процедуру банкротства. Соответствующие заявления в отношении «Дорстроя» в Арбитражный суд Москвы подали уже 34 компании. Тем не менее генеральный директор предприятия Виктор Карпухин утверждает, что гарантийные обязательства перед городом по замене плитки будут выполнены в полном объеме.
В Москве уже началась ежегодная проверка того, как плитка «перезимовала». Специалисты осмотрят ее состояние, составят дефектные ведомости, определят, по чьей вине появились разрушения и, соответственно, кто должен провести ремонт.
«Например, на некоторые тротуары постоянно заезжает транспорт и портит плитку. Если техника направляется в определенную организацию, то надо разбираться уже с этой организацией, как она компенсирует ущерб городскому хозяйству, — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь столичного департамента капитального ремонта Татьяна Блинова. — На Маросейке часть разрушений совершены из-за ДТП, и это видно. Значит, решить, кто и как может все восстановить, следует ГИБДД. Если плитка разрушена по вине подрядчика — допустим, не соблюдалась технология укладки, — то компания сама все ремонтирует».
Случаи, когда плитка портится по вине подрядчиков, по словам Блиновой, встречаются нечасто. Основная причина разрушенного тротуарного покрытия — в специфической московской погоде. «У нас много переходов температуры через ноль, соответственно, замерзающая вода в маленьких трещинках и швах расширяется и расшатывает плитку.
На улицах с сильным уклоном, например на Кузнецком мосту, покрытие портится быстрее, чем на тех, где уклона нет.
Причиной разрушения может стать и не очень качественная уборка. Механизированная уборка не всегда возможна, а снег и лед, особенно когда осадки выпали обильно, надо убирать быстро, поэтому делается все в ручном режиме. И бывает, что если слишком сильно ударить ломом по плитке, она частично разрушится», — рассказала Блинова.
Всех сложностей с ремонтом можно было избежать, если бы плитка была изначально уложена правильно, утверждают эксперты. Как пояснил «Газете.Ru» профессор кафедры «Дорожно-строительные материалы» МАДИ Юрий Васильев, качественно изготовленная и правильно уложенная тротуарная плитка лучше асфальтобетона: она дольше служит, на ней не образуются лужи. Но три года назад, во время «плиточного бума», в Москве оказался большой процент недостаточно качественной плитки, а последствия этого проявляются до сих пор.
«На московские объекты плитка поставлялась с разных заводов. Вопреки распространенному мнению, жена (мэра Москвы) Собянина не имела к этому отношения — она занимается производством изделий из натурального камня, а массовое мощение было плиткой из цементного бетона.
Можно было видеть улицы, где плитка в преддверии укладки стояла аккуратным штабелем, обернутая целлофаном, и места, где она выглядела как «ощетинившийся ежик», причем добрая половина этих плиток изначально была бракованной. Были случаи, когда подрядчики закупали один поддон хорошей плитки, который и показывали приемочной комиссии, а остальные поддоны были с плиткой низкого качества», — рассказал Васильев.
После того как плиткой замостили городские улицы и объекты уже надо было принимать в эксплуатацию, выяснилось, что больше половины не соответствует нормативам по прочности, морозостойкости и технологии укладки, продолжает эксперт. «Такие случаи подрядчики должны переделывать по гарантии, но насколько качественно были проведены и эти работы — вопрос», — отметил он.
Есть еще один нюанс, который вскрылся в процессе укладки и эксплуатации плитки. «В мире разработано множество гидрофобных составов, которыми можно пропитать плитку, — сообщил Васильев. — Они придают ей повышенную водостойкость, морозостойкость, лед к ней «прилипает» так же плохо, как и к асфальтобетону, и его легче удалять.
При этом если изготовление и укладка одного квадратного метра тротуарной плитки стоит примерно 3,5 тыс. руб., то обработка составом обойдется всего в 50 руб. дополнительно, то есть намного проще и дешевле обработать плитку составом, чем менять ее каждый год».
Тем не менее заказчики не торопятся использовать эти составы, потому что как только они это сделают, прекратится действие гарантийных обязательств подрядчика. Соответственно, и потребовать ремонта плитки, вышедшей из строя из-за, например, неправильной укладки, будет нельзя, отмечает эксперт.
Ремонтные работы, если позволит погода, начнутся уже в апреле. Кроме того, в 2015 году плиткой замостят дополнительные площади. Например, новое покрытие сделают при обустройстве «народных парков», а также в рамках городской программы «Моя улица». Ранее заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что эта программа коснется 33 улиц в центре Москвы. Среди них Солянка, Таганская, 1-я Тверская-Ямская, Новокузнецкая, Верхняя и Нижняя Радищевские, Якиманский проезд, улица Серафимовича и Большая Лубянка.