В третий, заключительный день экономического Гайдаровского форума участники наконец-то решили поговорить о высоком. На дискуссию собрались столичные режиссеры, культурные деятели, представители бизнеса и советник президента. Обсуждали, в принципе, вечные вопросы — куда движется культурное развитие человека и можно ли «научить культуре».
О широте культуры
Изначально тема была заявлена в ином варианте — «Культура для образования или образование для культуры?» Однако с первых же реплик стало ясно, что обсуждение сведется к более широкой теме — культуре человека вообще, то есть к известным вопросам бытия, кто мы есть, куда идем и кто нас ведет.
«А что такое вообще культура?» — с ходу озадачил собравшихся модератор встречи, режиссер и художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев.
«Я видел книжку, где было более тысячи определений. Культура по традиции в России понимается в узком смысле. Мне бы хотелось обратить внимание на определение, которое в России не модно. Это понимание культуры в широком смысле слова, связанном с интерпретацией реальности, с созданием ценностной системы, моралью, образцами поведения, идеалами, стереотипами», — нашел нужный ответ среди тысячи вариантов главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
По мнению участников дискуссии, как раз с этими составляющими у современного российского человека есть проблемы: ценностные ориентиры сбиты, развитие застыло, да и со вкусом не все в порядке. «На лауреатов Каннского, Берлинского кинофестивалей у нас нет публики, нет аудитории. Аудитория классической музыки упала в восемь раз. По телевидению вы редко увидите трансляцию драматического спектакля. Это же понижает рейтинги! Нет дискуссий, саморазвития, нет продвижения», — добавил Дондурей.
Изменить ситуацию, взрастить в человеке человека с большой буквы и должна в ближайшие годы отечественная культура, считают участники форума.
О производстве людей разумных
Известный бизнесмен, управляющий акционер компании Rambler&Co Александр Мамут предложил изменить ментальную доминанту — на государственном уровне приоритетом должно стоять воспитание умного, развитого, тонкого человека.
«Задача культуры — прежде всего способствовать раскрытию потенциала личности, — поделился он своим видением решения проблемы. — Наша повестка дня, в том числе в области культурной модернизации, должна стать человекоцентричной.
Мы должны стать страной, которая в первую очередь производит людей профессиональных, образованных, ярких, конкурентоспособных людей, а не газ или нефть, или алюминий.
Может, звучит грубо, но думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Мне бы хотелось, чтобы новыми качествами человека стали возможность ясно выразить себя, иметь свою позицию, умение аргументировать ее, знать иностранные языки, быть включенным в мировой контекст, любить Родину».
По традиции часть этой значимой функции по формированию буквально нового типа человека возложили на школьное образование.
О поисках смыслов в системе образования
Вот только образовательной системе, прежде чем заниматься формированием практически идеального человека, нужно измениться, найти другое направление, убежден советник президента России по культуре Владимир Толстой.
«Не менее важно, что происходит в нашем образовании.
Как преподают литературу в российской школе? На мой взгляд, абсолютно неправильно, — отметил Толстой. --
Учителя используют литературоведческий подход. С первого класса детям разъясняют, что такое метафора, хорей или ямб. Потом все это закладывается в вопросы государственного экзамена. А литература — это прежде всего смыслы. Надо, чтобы учителя читали детям с первого класса и обсуждали с ними, к примеру, почему человек утопил собачку (отсыл к рассказу Тургенева «Муму»). А сведения, в каком году родился писатель, что написал, можно найти за 30 секунд в информационном пространстве».
Но одного образования, одной теории, как полагают деятели культуры, недостаточно. Без применения своих способностей, без практического развития таланта, без прямого контакта с произведениями искусства ту самую новую личность не создать. Вот только пока в нашей стране не у всех есть одинаковая возможность прикасаться к искусству, прививать вкус и развиваться.
О неравных возможностях
Помните избитую фразу «Россия — страна равных возможностей»? Так вот в современной России она не работает, считает советник президента.
«У нас огромная страна. Для меня одна из самых трудноразрешимых проблем — неравенство возможностей доступа к культуре. В Москве есть грандиозный выбор. Ты можешь пойти на спектакль, который поставил Константин Богомолов. А если тебе эта эстетика чужда, можешь пойти в Малый театр. Можешь пойти на концерт классической музыки или юмористическое шоу. Это вопрос выбора. А есть огромные территории, небольшие населенные пункты, где не то что выбора, вообще ничего нет. В городах с населением меньше 50 тыс. человек нет кинотеатров: это нерентабельно. И если государство здесь не сделает шаг и не поможет, они не появятся. Там нет театров. Там закрываются библиотеки. И сегодня это способно предоставить только государство», — заявил Толстой.
В то же время культурные деятели с большой долей скептицизма относятся к участию государства в жизни искусства. Точнее, одни не против поощрения развития личности, а некоторые даже выступают за финансовую поддержку. Другие же отказываются от помощи властей, лишь бы они только не вмешивались в культурные дела и не навязывали свои правила игры.
О давлении государства
«Мне кажется, очень радостно, что президент не упомянул слово «культура» в своем послании Федеральному собранию.
В принципе, если дальше так будет происходить, то с культурой все будет в порядке», — подчеркнул театральный режиссер Константин Богомолов.
По мнению режиссера, в последние два года со стороны государства происходит давление не только на культуру, но и на сферу образования. «Государство начинает создавать некую государственную идеологию в области культуры и образования. Как знаем из опыта, ни к чему хорошему это не приводит. Либо под этой маркой начинают разрушаться ценности, либо заранее давятся возможные ростки интересных творческих проявлений. Культуре начинает угрожать государство. Я это осознанно формулирую», — заявил Богомолов.
Итогом дискуссии стало своего рода признание того, что необходимо срочно решать проблему культурного развития человека: растить интересных, ярких личностей, делать культуру доступной в территориальном аспекте и искать больше смысла в себе и в окружении. Но сможет ли государство в этом помочь, не нанося при этом вред проявлениям искусства, и есть ли вообще у власти желание воспитывать человека мыслящего?
«Я не вижу у существующей власти внятного определения, куда мы идем, какое общество должно быть построено. Есть идеологические схемы — «Россия должна быть сильной», «Мы должны любить Родину». Но это общие слова. А глубинной вертикальной философии я не вижу», — подытожил дискуссию Иван Вырыпаев.