Как сообщило минобороны Украины, в новом, 2015 году мобилизация стартует 20 января. Как уточняет ведомство, целью мобилизации является ротация, поскольку необходимо сменить военнослужащих в зоне АТО, где некоторые воюют еще с марта 2014 года. Мобилизация коснется военнообязанных запаса (имеют военную профессию, закончили военную кафедру или служили в армии) в возрасте от 18 до (в среднем) 40 лет; для высших офицеров — до 65.
По словам руководителя парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергея Пашинского, «мобилизация в январе 2015 года призвана заменить тех военнослужащих, которые призывались в марте 2014 года. Эти люди отслужили уже фактически год, и государство, хотя бы из соображений здравого смысла, должно провести ротацию. Примерно 20 тыс. мобилизованных в марте 2014-го мы собираемся отпустить и на их место набрать новых. Но перед тем, как отправить новых непосредственно в зону АТО, они пройдут обучение».
Однако за год, истекший с начала военных действий на Донбассе, отношение населения к призыву поменялось фактически на противоположное.
«Еще весной 2014 года у нас в селе ребята сами шли в военкоматы записываться в армию — даже те, кто не проходил по здоровью или никогда не служил. Шли те, кто даже оружия настоящего не видел. Их почти никого уже в живых нет — похороны в нашем селе и во всем районе почти каждый день идут. Если вы сейчас пройдете по селу, ни одного мужика не увидите: все в лесу. Да, в лесу, в землянках, в палатках, прячутся от призыва, там их никакой военком не найдет», — рассказывает нам Лариса, жительница села Адамполь Старосинявского района Хмельницкой области. По ее словам, «родители же сами собирают на все обмундирование, на бронежилеты, берцы, ведь ничего же не выдают. Сейчас ребята вообще в летней форме воюют. А когда привозят раненых, дальше только на себя надежда: если у родственников есть деньги на лечение, значит, поправится, иначе только на удачу надеяться».
Такие же истории нам рассказали в Тернопольской и Львовской областях. По словам наших собеседников, это очень опасный способ избежать армии, ведь если повестка уже пришла, то буквально любая проверка документов может привести к тому, что уклонист окажется вначале в милиции, а потом в военкомате.
А если призывник уже побывал по повестке и прошел предварительный осмотр и беседу, но потом не явился в назначенное время с вещами, ему будет угрожать уголовная ответственность — заключение сроком от двух до пяти лет.
«Стыдно говорить, но старшего сына не удержала — ушел воевать добровольцем еще в мае. Каждый день молюсь, чтобы выжил, чтобы вернулся, но, с другой стороны, он ведь людей убивает — таких же, как и мы», — Марина Константиновна, жительница Валок Харьковской области, не сдерживает слезы. У нее два сына, старшему 25, младшему исполнилось недавно 20 лет, и он вполне может попасть под новую волну мобилизации.
«Стоимость белого билета (документа, подтверждающего непригодность к призыву) в Харькове около 800 долларов, в Киеве, говорят, может и тысячу, и две стоить, — рассказывает женщина. — Через знакомых оформили такой билет на младшего, вот уговариваю его сейчас уехать к родне в Россию, пока не стартовала новая волна мобилизации. Ходят слухи, что потом при пересечении границы всем мужчинам нужно будет предъявить разрешение от военкома».
Студенты, которые учатся в вузах с военной кафедрой, официально не подпадают под мобилизацию, но распространяющаяся в соцсетях паника делает свое дело:
только в Харькове, по неофициальным данным, за истекшее полугодие перевелись в зарубежные вузы или просто отчислились до 5–7 тыс. человек (всего в Харькове насчитывается около 230 тыс. студентов).
«Я проучился год в мединституте в Харькове. Три года поступал: хочу быть хирургом. То есть я как бы вдвойне военнообязанный — и как мужчина, и как медик. Мои одногруппники много копий сломали весной, кто больший патриот и надо ли идти воевать. Но после того, как у одного друга привезли в закрытом гробу, а у брата другого оторвало ноги, рвения идти воевать сильно поубавилось», — говорит наш собеседник Егор. По его словам, летом он подал документы в несколько зарубежных вузов и после серии экзаменов и собеседований поступил учиться в Чехию.
«Год потерял, конечно, опять пошел на первый курс. Хорошо еще, что мне языки легко даются, этой проблемы не было. Со временем найду себе подработку — думаю, справлюсь. Это все равно лучше бессмысленной смерти», — говорит Егор.
В минобороны Украины, впрочем, еще раз уточнили, кто именно попадет под призыв.
Алина работает волонтером в военном госпитале в Харькове. Каждый день после работы она не домой идет, а до позднего вечера помогает ухаживать в том числе и за ранеными военными.
«Мне ребята такие страшные истории рассказывают, что Стивену Кингу и не снились. Они ведь в большинстве своем про войну только по телевизору слышали. А на деле оказалось, что это не геройство и даже не убийство людей, а прежде всего кровь, грязь, вонь, пьяные драки, дедовщина. Мне парень из Днепропетровска рассказывал историю, что их сразу предупредили: за дезертирство будут стрелять на месте — законы военного времени.
Вчерашние менеджеры, компьютерщики, водители в зверей превращаются, теряют человеческий облик.
Недавно была история, что военные где-то под Харьковом в нетрезвом виде начали стрелять друг в друга. Поверьте, это не единичная история. Не думала, что после стольких войн мы умудримся вот в такое ввязаться», — говорит девушка.
Как уточняет психолог Наталья Боккар, опасность угрожает не только физическому, но психическому здоровью участников этой странной войны: «Поймите, даже после Великой Отечественной войны, которая была морально оправдана и понятна, люди теряли возможность нормальной социализации, построения нормальных отношений. Вспомните посттравматический синдром воинов-афганцев. Так вот в этом случае ситуации будут намного страшнее: ведь, по сути, это война внутри самой страны, с неоднозначными целями и мотивациями. Смогут ли принявшие в этом участие потом найти себе объяснение и оправдание — неизвестно. А значит, Украину наводнят не только люди без ног и без рук, но и люди с морально ограниченными возможностями».
По мнению военного эксперта, полковника в отставке Геннадия Кушнира, «украинские власти, как всегда, лукавят, говоря о ротации».
«Возможно, часть военных и отправят по домам, но в целом мобилизация направлена скорее на увеличение численного состава действующей армии. К сожалению, это мало скажется на ее эффективности, ведь отсутствие должного уровня материального обеспечения уже стало притчей во языцех. Кроме того, мобилизованный состав слабо обучен, большинство из них если и проходили какую-либо подготовку, то давно забыли все полученные навыки. Реально для приведения их в боевую готовность необходимо от года до трех».
По словам адвоката Сергея Пархоменко, к нему уже неоднократно обращались родители тех, кому приходили повестки в ходе предыдущих волн мобилизации.
«Конечно, как юрист, я не могу никому рекомендовать скрываться от военкомата или приобретать незаконные или поддельные документы. Но есть ряд законных оснований для того, чтобы человек не был призван ни на срочную службу, ни в ходе мобилизации. Это может быть состояние здоровья, ребенок до трех лет, двое и более несовершеннолетних детей. Или если призывник является единственным кормильцем. В военкомат не могут доставлять, снимая человека с поезда или остановив его на улице. Для этого есть специальная процедура, только крайней формой которой является доставка в военкомат приводом. Поэтому я настоятельно советую и призывникам, и их родственникам вести себя корректно и не усугублять проблемы с законом своим поведением», — говорит юрист.
Первый заместитель начальника главного управления мобилизационного планирования Генштаба ВСУ Владимир Талалай меж тем еще раз уточнил, что мобилизации подлежат граждане в возрасте от 25 до 60 лет, имеющие военно-учетные специальности Сухопутных войск и ВВС — танкисты, артиллеристы, десантники, специалисты связи, механики различных систем. Мобилизация охватит все области Украины, кроме подконтрольных боевикам территорий Донецкой и Луганской областей. По его словам, мобилизация не коснется граждан, занятых постоянным уходом за нетрудоспособными родственниками, а также студентов и аспирантов дневной формы обучения. В зону боевых действий, по словам представителя Генштаба, будут направлены «лишь патриотически настроенные и физически подготовленные граждане».
Владимир Талалай предупреждает, что отказ от исполнения воинской обязанности повлечет за собой проблемы.
«Такие заявления будут передаваться в правоохранительные органы для соответствующего реагирования. Мы не заинтересованы, чтобы люди с такими настроениями пришли на воинскую службу. Уклонение от призыва по мобилизации, согласно ст. 336 Уголовного кодекса, карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Неявка в военкомат по повестке влечет за собой менее суровое наказание — штраф от 85 до 119 грн», — заявил представитель минобороны.