Президент Белоруссии подписал анонсированный еще в начале месяца декрет №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Декретом вводится комплекс чрезвычайных мер по противодействию наркоторговле в Белоруссии. В частности, он предусматривает повышение ответственности за распространение и употребление наркотиков, а также дополнительные меры по идентификации интернет-пользователей и владельцев электронных кошельков.
Непосредственной причиной принятия декрета стала волна увлечения молодежи «спайсами».
Эти дешевые и легко доступные «дизайнерские» наркотики всего за пару лет захватили до 90% белорусского наркорынка, потеснив привычные героин и амфетамины. Причем основными их потребителями стали школьники и студенты. С начала этого года и по начало декабря в сравнительно небольшой Белоруссии погибли из-за «спайсов» 25 человек. Однако фактически пострадавших существенно больше, поскольку вести статистику в данном случае затруднительно. К примеру, при самоубийствах не всегда известна причина. Однако о жутких историях убийств, самоубийств и сумасшествий тех, кто обкурился «спайсами», регулярно рассказывают белорусские СМИ.
Подписанный Лукашенко декрет резко ужесточил уголовную ответственность за незаконный оборот наркотиков, и все сроки выросли на треть:
теперь за простой сбыт можно получить от 8 до 15 лет, в составе группы – до 20 лет, за изготовление – тоже до 20 лет. Если же дилер продал наркотик, а наркоман потом умер от передозировки, дилеру светят все 25 лет. Возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, снижен с 16 до 14 лет.
Декрет также криминализирует само потребление наркотиков в Белоруссии. За появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения вводится административная ответственность в форме штрафа. А если наркомана на протяжении года «возьмут» во второй раз, он получит уже два года ограничения свободы.
О том, что наркоторговцам в Белоруссии устроят настоящий террор, Александр Лукашенко откровенно заявил на совещании 4 декабря. Говоря о проблеме процветающей в стране наркоторговли, глава Белоруссии предложил: «Для особо отличившихся в этой сфере – лет 20–25 они должны получить. Те, кто менее отличился, естественно, меньше. Скажите, что это за градация, какие это должны быть сроки, мы запишем это в закон. Депутаты нас поддержат».
При этом он предложил выделить отдельную колонию для наркопреступников. «Для них надо создать невыносимые условия в местах отбывания этих сроков, – сказал Лукашенко. – Если у нас их очень много, я не думаю, что их у нас очень много, чтобы создавать им отдельную колонию…
Если у нас не хватает таких людей на одну колонию, давайте одно подразделение, казарму или еще что-то в колонии строжайшего режима, установим им такой режим, чтобы они, сидя в этой колонии, прямо скажу, смерти просили».
На том же совещании 4 декабря Александр Лукашенко наделил МВД абсолютными полномочиями по координации борьбы с наркотиками.
«С завтрашнего дня вы будете принимать решения, и в части борьбы с наркотиками они будут обязательными для всех, – сказал Лукашенко, обращаясь к министру внутренних дел Игорю Шуневичу. – Если вы мне напишете письмо по подключению президента к этому вопросу, оно будет и для меня обязательным. Только так мы можем с чем-то справиться… Дал министр указания, касающиеся этой темы, – немедленно должны минздрав, минобразования или другие это исполнять. Что касается темы наркотиков, ваше решение – закон для всех. Оно будет рождаться не вами в кабинете, а будет идти от полковников и майоров, которые непосредственно борются с этой заразой».
Игорь Шуневич, со своей стороны, заявил, что с наркоторговлей нужно бороться, окончательно упразднив банковскую тайну и интернет-анонимность. Эта его инициатива отразилась в принятом сейчас декрете. Как отмечают в пресс-службе Лукашенко, документом «закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются министерством информации на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Белоруссии». То есть решение суда для закрытия сайта даже не потребуется.
Кроме того, декрет №6 вводит обязательную идентификацию владельцев электронных кошельков, созданных в платежных системах, действующих на территории Белоруссии, – независимо от размеров денежных сумм, находящихся в таких электронных кошельках.
«Ситуация с наркоторговлей выходит из-под контроля. В начале декабря по обвинению в организации сети сбыта наркотиков задержаны два сотрудника КГБ. То, что ни их должности, ни подразделения не сообщаются, позволяет предположить, что речь идет о не рядовых сотрудниках, – говорит глава аналитического проекта Belarus security blog Андрей Поротников. –
Основная масса наркотиков идет с территории России. Общество недовольно, раздаются голоса ввести полноценный таможенно-пограничный режим на восточной границе.
В преддверии выборов Лукашенко, с одной стороны, не может игнорировать резонансную проблему; с другой — не может не воспользоваться моментом для набора очков в глазах населения. Тем более что экономическая ситуация откровенно безрадостна и провести кампанию под популистскими лозунгами, накачивая доходы населения, как это было раньше, уже не получится. То есть совпадает несколько факторов: объективная необходимость реагировать на угрозу и политические соображения».
По мнению правозащитников, новые меры могут стать орудием для борьбы с инакомыслящими.
<3>«Конечно, я не против ужесточения наказания за распространение наркотиков, но не таким образом, как этого требует Лукашенко. В стране хватает госорганов, которые должны внедрять как опыт лечения наркозависимых, так и четкое процессуальное разделение тех, кто занимается поставкой, распространением и потреблением наркотических средств, чтобы эта тема не стала еще одним инструментом борьбы с инакомыслием, – говорит юрист, правозащитник Юрий Волчек. – Все инициативы Лукашенко направлены на собственный пиар, и чем ближе к выборам, тем больше будет популизма, заявлений, приятных уху обывателя».
Напомним, что ранее родители белорусских школьников уже требовали от властей страны закрыть границу с Россией из-за буквально зашкаливающего и неконтролируемого наркотрафика.
Между тем в белорусских аптеках, оперативно уловивших социальный запрос, появились экспресс-тесты, с помощью которых в домашних условиях можно быстро выяснить, принимал ли человек наркотики. Торговцы позиционируют свой товар как помощь для родителей, которые заботятся о судьбе своих детей. Тест позволяет определить, есть ли в организме следы морфина, марихуаны, амфетамина, кокаина и метамфетамина. Стоимость теста на один тип наркотика (барбитураты, кокаин, метадон, экстази, промедол или антидепрессанты) составляет 11 400 белорусских рублей ($0,9), на три наркотика (морфин, марихуана, амфетамин) – 34 200 рублей ($2,7). Самый дорогой тест – на комплекс из пяти наркотиков (морфин, марихуана, амфетамин, кокаин, метамфетамин), он стоит 57 000 белорусских рублей.