Депутатам Госдумы представлен законопроект, который вводит дополнительные меры контроля за прекурсорами. «Это вещества, которые используются при производстве, изготовлении и переработке наркотиков, — пояснили «Газете.Ru» в ФСКН России. — Фактически контроль за прекурсорами будет таким же, как и за оборотом наркотических средств».
Разработанный в антинаркотическом ведомстве и внесенный в Госдуму документ предусматривает добавление раздела «прекурсоры» в так называемый список I — перечень наркотических и психотропных веществ, оборот которых запрещен в России.
Сейчас среди прочего в этом документе значатся героин, листья коки, препараты из эфедрина, опий, метадон и морфий.
«В список I предлагается включать те прекурсоры, которые наряду с тем, что часто используются в подпольных нарколабораториях, не нужны для различных целей народного хозяйства, например в промышленности, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ФСКН России. --. В случае принятия поправок исключение составят лишь прекурсоры, используемые в научных и учебных целях, экспертной деятельности (при наличии соответствующей лицензии), а также в оперативно-розыскной работе».
В частности, под запрет попадет бензилметилкетон, он же БМК, который не используется в промышленности, но при этом является сырьем для амфетаминов.
Сейчас этот химический реагент свободно продается. В частности, поисковики выдают множество объявлений о его продаже, начинающихся с фразы: «Предлагаем купить оптом…».
Пока все прекурсоры перечислены в списке IV, разбитом на три таблицы. В первых двух представлены вещества, по отношению к которым установлены особые и общие меры контроля. К веществам из третьей таблицы, в числе которых марганцовка, толуол, серная, соляная и уксусная кислота, могут сейчас применяться послабления мер контроля. Между тем марганцовка применяется для изготовления кокаина, а ангидрид уксусной кислоты — героина. Об этом заявил первый замдиректора ФСКН России Владимир Каланда. «Государство не может оставлять бесконтрольными те вещества, без которых наркотики просто не могут сами по себе существовать», — процитированы его слова на сайте ФСКН.
Необходимость принятия поправок наркополицейские мотивируют тем, что российские прекурсоры используют транснациональные организованные преступные группировки.
Наркопроизводители получают прекурсоры после утечек из легального оборота, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В ФСКН пояснили, что как во всем мире, так и в России продолжается перестройка наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркотиков растительного происхождения высококонцентрированными препаратами синтетического происхождения, в частности стимуляторами амфетаминового ряда. «Установлено, что для незаконного производства стимуляторов амфетаминовой группы наркодельцы предпринимают попытки наладить поставки из России БМК через Белоруссию, Украину в Польшу, а также через Литву в Эстонию в Нидерланды», — пояснили в пресс-службе ФСКН.
В частности, год назад на границе России и Белоруссии сотрудники наркоконтроля задержали грузовик, в топливном баке которого оказалось 360 кг того самого прекурсора БМК. «Контрабандный груз, по версии следствия, предназначался для европейских подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков — амфетамина и метамфетамина», — пояснили в ведомстве. За рулем машины находился литовец, который признался, что везет груз из Тулы. Информация оказалась достоверной, и через несколько дней в Туле оперативники УФСКН по Тульской области выявили подельника задержанного, тоже гражданина Литвы. При обыске у него обнаружили еще более 300 кг БМК.
«Изъятого сырья хватило бы на изготовление почти 900 килограммов амфетамина или метамфетамина, что составило бы почти 9 миллионов доз. За это наркомафия могла бы выручить от 350 до 560 миллионов рублей», — пояснили в ФСКН.
А в конце 2010 года суд Дзержинска Нижегородской области вынес приговор по делу о производстве прекурсора БМК в промышленных объемах. На скамье подсудимых находился работник одного из местных предприятий — мужчина с высшим юридическим образованием, который организовал производство прекурсора в арендуемом помещении одного из заводов города. Вещество он продавал на территории области и за ее пределами. Всего сотрудники УФСКН по Нижегородской области изъяли из незаконного оборота около двух тонн БМК. Из этого объема можно было изготовить миллионы доз экстази. Подсудимый получил три года условно.