Жители Москвы в пятницу вновь стали жаловаться на запах гари, который не покидает город вторые сутки. «Второй день на метро «Пролетарская» гарь и дымка. Уже не смешно». «У нас на северо-востоке уже дышать нечем. Смог. Гарь. Дымка», — писали пользователи твиттера. В Мосэкомониторинге признали, что воздух над городом «слегка испорчен».
«По состоянию на 21.11.2014 сохраняются превышения максимально разовых нормативов по диоксиду азота до 1,6 раза, по оксиду азота до 2,6 раза.
В связи с продолжительным периодом метеоусловий, способствующих накоплению выбросов в атмосфере, отмечаются превышения среднесуточных нормативов, в том числе по взвешенным частицам. В ближайшие сутки сохранятся метеоусловия, способствующие накоплению вредных примесей в атмосфере в ночные и утренние часы», — говорится в сообщении на сайте Мосэкомониторинга.
В столичном регионе отмечаются аномальные для ноября погодные условия: ночью и утром на большей части Москвы и области установился туман, осложненный наличием приземной инверсии (холодный воздух оказывается прижат к земле) до высоты 350 метров и низкой скоростью ветра. «Началось накопления продуктов горения в воздухе, в частности промышленных выбросов и выхлопных газов, — сообщается на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области. — Лесная охрана проводит патрулирование мест проведения санитарных рубок. Лесопожарная служба проводит постоянный мониторинг дым-точек».
Часть гари в атмосферу добавили два крупных пожара в Москве: в САО горел крупный склад, а в центре города в Оружейном переулке сгорела дюжина элитных автомобилей.
Но главной причиной загрязнения, как накануне отметили в Главном управлении МЧС, стало плановое сжигание порубочных остатков. В Подмосковье выявили девять очагов горения.
«Совместно с Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о полном запрете сжигания порубочных остатков на землях лесного фонда Московской области до особого распоряжения», — пояснили в МЧС.
Сжигание приостановлено до 30 ноября.
В Рослесхозе утверждают, что объем сжигаемых порубочных остатков не может настолько испортить воздух в столице.
«На наш взгляд, версия о задымлении над Москвой в результате сжигания порубочных остатков не может быть серьезно воспринята как основная причина задымления, — сказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Дмитриев. — По мнению специалистов Рослесозащиты, в последнее время рубки короедников в Московской области прошли на площади около 7 тыс. га. Сжигание древесины, поврежденной короедом, производилось лишь на единичных участках. Очевидно, что
дым и выбросы от сжигания порубочных остатков на столь незначительных площадях несопоставимы с масштабами выбросов от промышленности, транспорта, котельных и других источников».
Опасности для здоровья жителей Москвы на данный момент не видят и депутаты Госдумы из профильного комитета. Но в то же время они не отрицают, что находиться в постоянном «тумане» и вдыхать запах гари по крайней мере неприятно.
«На сегодня опасности для населения Москвы нет. Те станции, которые занимаются отслеживанием, говорят, что больших превышений не зафиксировано. Конечно же, некомфортно из-за смога. Я тоже ощущаю запах, — поделился с «Газетой.Ru» член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Фокин. — Вчера все видели эту задымленность. Плюс наблюдается похолодание. Выжигание древесины в таких условиях создает туманы. Считаю, что руководству Московской области необходимо внимательно посмотреть работу лесничеств, лесных хозяйств и принимать меры. Вероятно, при такой погоде не стоит проводить данные санитарные работы, сжигание древесины».
Ничего страшного в происходящем не видят и в Министерстве природы.
«В двух районах, где я живу и работаю, я ничего такого не замечаю.
В ближайшее время Минприроды измерит уровень загрязнения и сообщит, если оно есть вообще — это загрязнение», — сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Минприроды России Николай Гудков.
Эксперты и экологи уверены: периодически появляющийся в столице запах гари, смог и дым — это системный процесс. И, как показали предыдущие истории, верить в то, что виной всему только лишь сжигание порубочных остатков, не стоит. В числе причин «едкого запаха» уже оказывались горящие торфяники в Тверской и Брянской областях, выбросы московских предприятий, а теперь еще и погода.
«Нельзя говорить, что причина загрязнения только в порубочных остатках. Воздух в Москве загрязняется очень большим количеством источников. Ситуация со сжиганием порубочных остатков не первый год тянется, — рассказал «Газете.Ru» руководитель противопожарного проекта «Greenpeace России» Григорий Куксин. — Просто в этом году она усугубилась из-за более обширной вырубки и сжиганий, которые происходят более массово, чем это было в предыдущие годы. Это комплексная проблема. Санитарные правила не всегда разумны, и не всегда такое сжигание необходимо. И, наверное, правильно было бы урегулировать этот вопрос, запретив сжигание хотя бы в лесопарковой зоне вблизи городов».
По мнению сотрудника «Greenpeace России», во-первых, чиновники все-таки должны найти причины загрязнения воздуха в столичном регионе, которых, скорее всего, несколько.
«Во-вторых, следует вносить изменения в санитарные правила, чтобы хотя бы крупные города меньше страдали от этой проблемы, — добавил Куксин. — В Москве нет системы, которая бы позволяла адекватно и быстро понимать источники загрязнения воздуха в Москве. Сейчас ситуация неопасная, но неприятная для некоторой категории населения. Изменить ситуацию в ближайшее время может погода. Другим способом разогнать эту дымку нельзя».
Депутаты Госдумы готовят законодательные инициативы, которые, как они надеются, помогут очистить воздух.
«Думаю, надо дождаться законов о нормировании выбросов и о переработке твердых бытовых и промышленных отходов. В принципе, эти законы и строительство завода по утилизации, а также регулирование выбросов в атмосферу могут изменить ситуацию, — пояснил «Газете.Ru» заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук. — Закон о переработке отходов должен со дня на день поступить в Госдуму на рассмотрение. Когда будем рассматривать закон о нормировании выбросов, пока неизвестно».