Судя по небольшому количеству журналистов, собравшихся около Басманного суда Москвы в пятницу, мало кто верил, что и на этот раз они увидят за решеткой украинскую летчицу Надежду Савченко. Зато те, кто пришел, были вознаграждены появлением коротковолосой мускулистой женщины в белой майке с украинским гербом — трезубцем.
Последний раз ее фотографировали в зале суда в Воронеже. В Москве адвокаты настаивали на доставке Савченко в суд на заседания, но каждый раз получали отказ. На одно из таких заседаний в Москву даже приезжали пожилая мать летчицы и несколько депутатов из партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». Сейчас сторонников украинской военнослужащей на Каланчевке не было вовсе.
Когда Савченко заводили в зал заседаний, она крикнула на камеры: «Слава Украине!», однако ответное приветствие — «Героям слава!» — прокричал лишь один человек, пожилой мужчина, похоже, вообще не имевший отношения к громкому процессу.
На заседании летчица категорически отказалась говорить по-русски. На вопрос, нужен ли ей переводчик, она пояснила по-украински, что русскую речь понимает, другое дело, разбирают ли собравшиеся в зале украинскую мову.
В пятницу ее адвокаты оспаривали отказ следователя приобщить к делу опросы трех свидетелей, в том числе сестры и сослуживцев Савченко. По их мнению, заявления этих людей полностью подтверждают невиновность летчицы в гибели российских журналистов, а также тот факт, что женщина была похищена ополченцами с территории Луганской области, а не задержана на территории Воронежской области, как утверждает российская сторона.
Перед оглашением решения, когда Савченко заводили в зал, она выкрикнула: «Мне обрыдла ваша брехливая Россия! Мне обрыдли ваши брехливые суды! Мне обрыдло ваше брехливое телевидение!» Сказать, что ей обрыдло еще, помешали приставы, буквально втащившие ее в зал заседания.
В итоге оказалось, что следствие самостоятельно решило отказаться от первоначального плана не приобщать к делу показания свидетелей.
Следователь Дмитрий Маньшин заявил на суде, что еще накануне заседания СКР сам отменил свое постановление от 8 сентября, которым просьба защиты о приобщении документов была оставлена без удовлетворения. Таким образом, предмет обжалования отпал.
Тут в процесс вмешалась сама Савченко. Она потребовала от Маньшина объяснить свое решение. «Сегодня вы отменили прошлое постановление об отказе, а завтра вы отмените это», — заявила обвиняемая. Следователь предпочел оставить вопрос без ответа.
Судья Наталья Дударь прекратила производство по жалобе защиты.
Адвокат Николай Полозов напомнил, что заседание по их жалобе ранее откладывалось из-за того, что следствие не успело подготовиться. Он выразил удовлетворение тем, что протоколы опросов очевидцев пленения Савченко все-таки приобщены к делу.
По словам защитника, в приобщенных доказательствах есть неоспоримые данные о непричастности Савченко к гибели российских журналистов.
«Это показания трех очевидцев, которые были с Надеждой Савченко утром 17 июня в тот самый момент, когда ее «приняли» ополченцы, и в тот самый момент видели, что она не корректировала огонь. Это три человека — двое бойцов батальона «Айдар» и сестра Савченко Вера. И это произошло более чем за час до гибели журналистов, до момента, когда журналисты прибыли на тот злополучный пункт, — отметил Полозов. — Более того, Савченко взяли в плен севернее, примерно в полутора километрах от места трагедии. Чем примечателен допрос бойцов «Айдара» — оба они попали в плен вместе с Надеждой Савченко. А впоследствии, когда Савченко уже отправили в Москву, «айдаровцы» были возвращены на Украину в рамках обмена пленными. Мы смогли их разыскать на Украине, и они дали показания со всеми подробностями. И эти доказательства свидетельствуют, что Савченко никак не могла быть причастна к гибели журналистов. Когда журналисты оказались у перекрестка у поселка Металлист, Савченко уже находилась в военкомате Луганска».
Полозов отметил, что в настоящее время защита активно работает над предоставлением Савченко статуса военнопленной. «Мы плотно работаем с Международным Красным Крестом, думаю, что они сейчас рассматривают пакет документов, который мы им направили. Если эта организация признает Надежду Савченко военнопленной, на нее будет распространяться положение Женевской конвенции и она не сможет преследоваться по уголовному и криминальному делу в России», — подчеркнул адвокат.
Следственный комитет обвиняет Савченко в пособничестве в убийстве двух операторов телеканала «Россия» — Игоря Корнелюка и Андрея Волошина.
По версии СК, Надежда являлась военнослужащей вооруженных сил Украины по воинской специальности «оператор-наводчик вертолета Ми-24» и служила в батальоне «Айдар». Согласно данным следствия, Савченко была корректировщицей огня украинских минометчиков, под чей обстрел 17 июня попали Корнелюк с Волошиным. После этого, считают следователи, летчица под видом беженки уехала в Россию, где ее задержали правоохранители.
Мать Антона Волошина ранее говорила, что будет ходить на все судебные заседания по делу Савченко.
«Она дала наводку. Знающие люди сказали мне, что из того орудия, из которого был произведен выстрел, невозможно попасть просто так, надо долго пристреливаться. Кто-то прицельно стрелял в журналистов, — заявляла в конце октября Ирина Волошина. — Неважно, женщина это сделала или мужчина. Я требую международного расследования гибели моего сына на Украине».