С Украины в Москву приехала делегация депутатов Верховной рады. Их целью был Басманный суд, где в понедельник должно было пройти закрытое заседание по жалобе украинской летчицы Надежды Савченко на ее направление на психиатрическую экспертизу. Ожидалось, что в столицу России приедет сама Юлия Тимошенко: ее партия «Батькивщина» внесла Савченко на верхнюю строчку своего избирательного списка. Но в итоге на пороге суда появились депутаты Андрей Кожемякин, Андрей Шевченко, Александра Кужель, Валерий Дубиль и Андрей Павловский.
Вместе с ними в российскую столицу из Киева прилетела и мать обвиняемой Мария Савченко.
Корреспонденту «Газеты.Ru» удалось пообщаться с ней. Женщина была крайне немногословна, говорила по-украински. В качестве переводчика выступила депутат Александра Кужель.
«Последний раз я видела Надежду до начала войны. Если быть точнее, 25 мая. Я воспитывала свою дочь в патриотическом духе. Прощаясь, она сказала мне: «Мама, я иду защищать свою землю, я давала клятву украинскому народу», — сказала Мария Савченко.
«Никакого преступления она не совершила, она защищала свою землю, землю Украины. Семерых российских военных отпустили на Родину, а мою дочь держат в плену», — заявила мать летчицы.
Мария Савченко отметила, что написала письмо президенту Украины Петру Порошенко и передаст послание сразу же по возвращении в страну. Во вторник она в сопровождении адвоката и депутатов отправится в Следственный комитет в надежде получить свидание с дочерью.
На суд доставка ее дочери не ожидалась: еще утром официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что 33-летняя летчица была доставлена в медицинское учреждение для прохождения стационарной психолого-психиатрической экспертизы. Позже адвокат Савченко Марк Фейгин подтвердил, что ее отправили в Институт им. Сербского.
Тем не менее судебное заседание, назначенное на 16.00, вызвало большой ажиотаж. Около суда собралось около 150 человек. Люди буквально перекрыли узкий тротуар Каланчевской улицы, несмотря на активные протесты судебных приставов и полицейских. Последние подогнали к зданию автобус, однако задержан был только один оппозиционер. Пожилой человек с плакатом «Савченко — Жанна д'Арк» стал выкрикивать лозунги, после чего был уведен стражами правопорядка. На другой стороне улицы мужчина проводил одиночный пикет с требованием освобождения летчицы, но он внимания правоохранительных органов не привлек.
Пришедшие украинские депутаты высказали свою позицию прямо перед дверьми суда. Депутат Андрей Шевченко назвал психиатрическую экспертизу зверским методом.
«Мы здесь для того, чтобы поддержать Надю. Она настоящая украинская патриотка. Налицо грубое нарушение прав человека: украли ее в чужом государстве, незаконно привезли сюда и сейчас используют совершенно зверские методы. Психиатрическая экспертиза, закрытое заседание — это возвращение к сталинским методам, — считает депутат Шевченко. — Это наша первая поездка, мы здесь, чтобы почувствовать атмосферу, обстановку и каким-то образом облегчить участь Надежды».
Депутат Андрей Кожемякин заявил, что партия «Батькивщина», в том числе депутаты, которые приехали на суд, поможет Савченко «на международном уровне». «Мы знаем, что эта тема будет обсуждаться и в Милане между двумя президентами», — пояснил свою мысль Кожемякин.
Пообщавшись с журналистами, депутаты также вошли в здание, где присоединились к Марии Савченко и адвокатам.
Также в Басманный суд пришла мать погибшего на Украине сотрудника ВГТРК Антона Волошина Ирина.
По ее словам, никаких сомнений в виновности Савченко у нее нет, так как при обыске у летчицы были обнаружены карты местности, где погиб ее сын.
«Она дала наводку. Знающие люди сказали мне, что из того орудия, из которого был произведен выстрел, невозможно попасть просто так, надо долго пристреливаться. Кто-то прицельно стрелял в журналистов, — убеждена мать журналиста. — Неважно, женщина это сделала или мужчина. Фашизм не имеет половых признаков. Я требую международного расследования гибели моего сына на Украине». Она заявила, что намерена ходить на все заседания по делу Савченко.
Начало заседания задержалось на час. Так как заседание было закрытым, журналистам пришлось занимать места в коридоре рядом с залом. Единственным способом узнать происходящее были микроблоги адвокатов. Фейгин выступил с ходатайством о переносе дела в связи с отсутствием Савченко. Адвокат потребовал от судьи обеспечить доставку летчицы в суд, но тут же получил ответ от следователя, заявившего, что «экспертиза продлится до 30 суток и потому не может быть доставлена, дабы не потерять «непрерывность» экспертного исследования».
В итоге судья Артур Карпов пошел навстречу Фейгину и согласился перенести заседание для того, чтобы провести его вместе с обвиняемой. Однако назначил новую дату на 11 ноября. К тому времени, вероятно, психиатрическая экспертиза уже будет проведена.
Комментируя решение Карпова, Фейгин заявил «Газете.Ru», что ситуация, когда сначала будет проведена психиатрическая экспертиза, а потом суд рассмотрит жалобу на эту процедуру, вполне укладывается в нормы закона.
«Представитель следствия сказал, что, в соответствии с нормами УПК, жалоба на проведение психиатрической экспертизы будет проведена после самой экспертизы. Судья Карпов задал вопрос, когда СК, за которым «числится» Савченко, может обеспечить ее присутствие на рассмотрении жалобы. Была названа дата 10 ноября», — рассказал адвокат.
Он отметил, что заседание по продлению срока ареста Савченко, который истекает 30 октября, может также пройти без ее участия.
«Следствие имеет право не доставлять Савченко на заседание 30 октября по продлению срока содержания под стражей. Хотя я считаю, что продление — это очень серьезная штука, и я не вижу никакой проблемы в том, чтобы ее на день доставить в суд», — пояснил адвокат.