Илья Дорохов — один из трех участников «Фольксштурма», успевший уйти в бега, когда в феврале 2008-го правоохранители провели массовые задержания уральских скинхедов, вхожих в одиозную группировку. Ему удавалось скрываться дольше всех. Стражи порядка задержали его только в начале 2014 года в Санкт-Петербурге.
Илья — молодой человек, ростом чуть выше среднего, среднего телосложения. Его облик плохо соответствует «ужасам» обвинительного заключения.
По словам прокурора, Дорохов присоединился к группировке уже после ее создания двумя неонацистами Соловьевым и Русаковым. Лидеры сообщества уделяли внимание не только силовым «акциям», но и пропаганде своих идей.
«В ходе собраний участников экстремистского сообщества «Фольксштурм» они обсуждали вопросы превосходства лиц славянской национальности над остальными, высказывали лозунги расовой ненависти. На собраниях изучали литературу экстремистского характера, обсуждали методы, цели и задачи мероприятий, направленные на создание невыносимых условий для проживания в Российской Федерации лиц неславянской национальности. Разрабатывали тактику нападений, определяли цели.
С появлением Дорохова деятельность «Фольксштурма» ужесточилась. На Дорохова легла функция осуществления деятельности по распространению идеологии, которой придерживались участники сообщества»,— зачитывала материалы следствия гособвинитель Елена Рыкова.
Дорохов со своей задачей справлялся на отлично. Он принимал активное участие в нападениях и успевал снимать их на видео. Дома накладывал на свои кадры музыку, титры, придумывал хлесткие названия. Расцвет деятельности «Фольксштурма» пришелся на пик популярности националистского сайта «Формат-18» (организация запрещена в России) Максима Марцинкевича, более известного как Тесак. Именно он тогда призывал российских скинхедов активнее снимать свои «акции». «Фольксштурм» внял призыву. Ролики уральских «уличных бойцов» пользовались бешеной популярностью на сайте «Формата».
Проведение акций «Фольксштурм» сделал регулярными. Два раза в месяц «белый патруль» выходил на улицы Екатеринбурга наводить террор на приезжих.
«12 октября 2006 года я возвращался с работы домой, по улице Боровой. Услышал шум бегущих людей. Остановился, чтобы оглянуться, но не успел. Почувствовал удар в спину и упал. Потерял сознание. Когда очухался, меня пинали пятеро или шестеро молодых людей. Вся спина была сырой от крови. Видимо, удар, от которого я потерял сознание, был ножом в спину, — вспоминает на процессе потерпевший уроженец Таджикистана Айналишо Улфатшоев. — У одного из нападавших я увидел нож. Длина клинка была сантиметров 10–15. Они пинали и кричали: «Чурка не русский, убирайся отсюда». Несмотря ни на что, мне удалось подняться и побежать. Меня догнали двое. Схватили за куртку, но мне удалось вырваться и забежать домой. У меня было четыре ножевых ранения. Все в спину. После этого я попал в больницу».
Дорохова Айналишо не узнает. В деле Ильи Дорохова всего 26 преступных эпизодов. Из них только 20 связано с нападениями, включая два убийства и два грабежа.
«В деле обвиняемого удалось установить только 12 потерпевших. Фактически же их было куда больше», — пояснила «Газете.Ru» гособвинитель Елена Рыкова.
В ходе процесса Илья Дорохов заявил, что признает себя виновным. Однако на вопрос журналистов, раскаивается ли он, обвиняемый ответил: «Без комментариев».
Напомним, что группировка скинхедов «Фольксштурм» с 2006 по 2008 год нападала на выходцев из Средней Азии и Кавказа. Бритоголовые подростки, среди которых были дети обеспеченных родителей, избивали, грабили и убивали людей неславянской внешности.
Группой было совершено как минимум три убийства и восемь покушений на убийство. На сегодняшний день основной костяк группировки осужден.
Михаил Русаков, Владимир Климанов и Алексей Варовин получили 13, 8 и 6,5 года лишения свободы, Александр Соловьев — 9 лет. Остальные подростки избежали наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Деятельность «Фольксштурма» описал в своей неопубликованной книге о правом движении в Екатеринбурге блогер и юрист Василий Федорович. Сам националист, Федорович попытался объяснить феномен популярности «Фольксштурма».
«Это напоминает кровавое реалити-шоу, где зритель в интернете мог наблюдать за привычным форматом «акций». Секрет был в том, что серийность и повторяемость видео, объединенные, по сути, едиными героями, должны были взорвать информационную бомбу. Не нужны были десятки идеально скрытых акций, а, наоборот, резонанс и общественное напряжение и внимание сотен тысяч людей, привязанных к очередной серии кровавого проекта, получившего название «Закрытое Акционерное Общество Фольксштурм».
Сейчас Федоровича тоже судят за участие в бандитском сообществе, серии нападений, убийств и хищений.