Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Они только выиграли от того, что вошли в состав Москвы»

Как развиваются новые московские территории, рассказал «Газете.Ru» глава департамента Владимир Жидкин

Почему не хватает земли в Новой Москве, откуда ее планируется взять, что представляют собой инфраструктурный и транспортный каркасы присоединенных территорий и как не повезло подмосковному короеду, рассказал «Газете.Ru» руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

«На новых территориях вся земля частная»

— Владимир Федорович, на недавнем совещании в кабинете министров мэр столицы сообщил, что в Новой Москве практически нет земли для региональных нужд. И если ничего не изменится, активно начавшееся развитие территории остановится уже через два года. Как такое получилось, ведь изначально ставилась цель разгрузить Старую Москву за счет присоединения огромных незастроенных территорий?

— На сегодняшний день проблема заключается в том, что основная часть земельных участков на новых территориях находится в частной собственности. Кроме того, есть 10 тыс. га земли, на которых расположены федеральные ГУПы (сельхозпредприятия РАН). Безусловно, частные земли также будут развиваться в соответствии с принятыми градостроительными решениями. Но при этом для города было бы важно иметь в резерве участки для объектов регионального значения и для будущего планирования и развития в целом.

Поэтому мэр и обратился в правительство РФ с просьбой о передаче городу сельскохозяйственных ФГУПов.

Учитывая, что они находятся на территории города и занимают треть всех свободных земельных участков, Москва должна совместно с этими предприятиями строить стратегический план будущего развития. В правительстве эта просьба была встречена с пониманием, и сейчас решаются процедурные вопросы.

— Что еще кроме дефицита земли мешает активному развитию новых территорий?

— Сегодня нам очень недостает действенной системы государственно-частного партнерства при реализации крупных проектов. Системы, при которой инвесторы могли бы направлять свои средства на развитие инфраструктуры. Сегодня инвесторы кроме жилья строят социальные объекты и готовы участвовать в развитии транспортной инфраструктуры, как это происходит во всех мегаполисах мира. Нормальные дороги увеличивают капитализацию объектов, стоимость жилья.

— И за чем же дело стало?

— Сейчас, когда инвесторы строят такие объекты, передавая городу, они платят налоги.

Надо изменить действующую систему, при которой собственники могут реализовывать свои проекты, а город должен строить им дороги.

В Старой Москве, где земля городская, дороги и инженерные сети строятся на средства, вырученные от ее продажи. На новых территориях вся земля частная. И где взять средства на строительство инфраструктуры, для которого требуется 1 трлн руб. до 2035 года? Поэтому мы и хотим строить дороги и инженерные коммуникации совместно с инвесторами, а для этого нужна утвержденная на федеральном уровне форма соглашения, позволяющая их участие.

— Как же тогда сейчас без решенных земельных и финансовых проблем идет строительство транспортного каркаса? Сроки срываются?

— На нынешнем этапе финансовых проблем нет и Адресная инвестиционная программа реализуется в сроки. Что касается земли, то действительно вся она находится в чьей-то собственности. Но здесь действует механизм нового федерального закона №43, который определяет формат взаимодействия власти и собственника участка о передаче его под строительство путем выкупа по рыночной цене.

— То есть повсеместно придется выкупать землю, в том числе у протестующих против этого граждан. Это очень дорого обходится?

— По разному, где-то дороже, где-то дешевле. Все зависит от расположения, расстояния. Есть случаи, когда инвесторы готовы предоставить свои участки безвозмездно. Физических лиц в этом процессе практически нет.

Транспортный каркас проходит по незастроенным полям, которые принадлежат юридическим лицам. Так что протестов не ожидается.

«Китайские инвесторы рассматриваются как вариант»

— А как учитывается мнение граждан при строительстве дорог, когда, например, инициативная группа предлагает альтернативные проекты для своего поселения?

— Это не та форма. Предложения граждан принимаются во время публичных слушаний по проекту той или иной дороги. Мы должны сами спроектировать транспортный каркас, рассчитав его по транспортным потокам, с учетом развития всей территории. А то так каждая деревня придет — «давайте тут дорогу построим».

— Что представляет собой транспортный каркас Новой Москвы?

— Этот каркас включает в себя три линии метрополитена, железнодорожное сообщение по Киевскому и Курскому направлениям, а также сеть автомобильных дорог.

Улично-дорожная сеть будет состоять из основных магистральных трасс — Киевское, Калужское, Боровское шоссе, МКАД, ЦКАД — и многочисленных хордовых соединений, дублирующих основные магистрали. Уже в этом году начнется реконструкция Калужского шоссе и проходящего по нашей территории участка ЦКАД. Помимо этого к 2018 году планируется реконструировать и построить еще 13 автодорог общей протяженностью 134,8 км. Все они будут иметь минимум четыре полосы и обеспечивать возможность полноценного движения общественного транспорта.

На Киевском направлении МЖД планируется строительство третьего и четвертого главных путей, а также второго главного пути на участке Лесной городок — Внуково. Все расчеты показывают необходимость развития железнодорожной связи с аэропортом, в том числе новая ветка поможет снизить нагрузку на основные автомагистрали.

В 2014–2015 году будет введен в эксплуатацию участок Сокольнической линии метро от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево». Станция «Румянцево» будет введена уже в этом году и станет первой на территории Новой Москвы. Срок сдачи в эксплуатацию участка Калининско-Солнцевской линии от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» — 2017 год. Перспективная линия метро в район Коммунарки (улица Новаторов — Столбово) сейчас в процессе разработки.

— Это та ветка, которую должны строить китайцы? Так они ничего не откладывают в долгий ящик.

— Участие китайских инвесторов рассматривается пока всего лишь как вариант,

есть только договоренность о возможности сотрудничества. Во время визита мэра в Китай был подписан некий протокол о намерениях. Предстоит провести еще не одну встречу с тем, чтобы определить взаимовыгодный интерес: все ли в проекте устраивает с точки зрения экономической эффективности как правительство Москвы, так и китайскую сторону.

«Социальные объекты строятся силами инвесторов»

— А существует аналогичный транспортному инфраструктурный каркас Новой Москвы?

— До конца года мы должны утвердить территориальную схему, которая ляжет в основу разработки программ по энерго-, газо- и теплоснабжению территории. Если говорить об энергоснабжении, то надо строить высоковольтные линии 500 кВт, питающие центры 500 кВт. А также развивать линии 220 кВт, чтобы обеспечить от них электроэнергией строительство новых объектов. Необходимо также проводить реконструкцию имеющих ограничения по поставке газа газораспределительных станций. Эти проекты войдут в инвестиционные программы «Газпрома», Федеральной электросетевой компании, МОЭСК.

Социальные объекты строятся силами инвесторов. Мы везде скорректировали проекты, чтобы при новом строительстве социалка не отставала от строительства жилья. А в уже существующей жилой застройке недостаток инфраструктуры ликвидируется за счет городского бюджета. Сейчас нашим департаментом проектируется 30 социальных объектов — пожарные депо, школы, детсады, медучреждения, строительство которых начнется в этом и следующем году. Нигде не должно остаться «белых пятен».

— А «зеленые пятна» при таком бурном развитии останутся? Будет ли защищена природа Новой Москвы?

— Исторически сложившийся природный каркас нарушен не будет. На территории Новой Москвы более 70 тыс. га лесов, и все они будут сохранены. Другое дело, что сегодня он сам по себе требует большого внимания — обслуживания, очистки. Работа по приведению в порядок лесов началась сразу, ведется строительство пожарных подъездов, расчистка пожарных прудов. Сегодня лес в буквальном смысле слова съедает жук-короед.

В Старой Москве все городские парки обработаны от короеда, и также мы будем поступать на новых территориях. Так что они только выиграли от того, что вошли в состав Москвы.

Есть большая программа по созданию парков и других рекреационных территорий, учитывающая и исторически сложившиеся, и перспективные зоны отдыха. Мы направили обращение во все муниципальные образования и на основе их предложений сформировали перечень из 83 парковых зон. Первые три такие зоны уже созданы. Это «Красная пахра» (пос. Краснопахорское), «Сосны» (пос. Новофедоровское) и Ручеек (пос. Марушкинское).

Новости и материалы
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
Все новости