Контрабанда продовольствия в Москву должна пресекаться, считают столичные власти. Однако, поскольку остатков санкционных товаров в московской торговле хватит на 30–45 дней, пока «никаких рейдов проводиться не будет».
«Речь шла о тех «санкционных» продуктах, которые не могут завозиться на территорию РФ с этой недели. Понятно, у многих поставщиков торговых сетей еще есть остатки этого товара, — заявил глава департамента Алексей Немерюк, уточняя свое собственное заявление о грядущих проверках. — Каких-либо проверок либо рейдов сейчас по тем товарам, которые есть, не планируется»,
Как стало известно ранее, ритейлеры по запросу мэрии составляют списки с указанием того, сколько запрещенных к ввозу импортных товаров осталось на складах и к какому сроку они будут распроданы.
По этим спискам власти должны оценить, когда в магазинах должен кончиться тот или иной товар, чтобы начать проводить проверки для выявления возможных нарушений.
Планируемые совместно с полицией, Федеральной антимонопольной службой и Таможенной службой проверки, по словам Немерюка, позволят выявить, насколько легально тот или иной товар попал на территорию страны. Но бороться с контрабандой продовольствия должны правоохранительные органы, подчеркнул он.
По словам главы департамента, виновные в такой контрабанде (а ее хватало и до последних санкций) привлекаются как к административной, так и к уголовной ответственности.
«У нас уже поступают факты о тех товарах, которые попали под запрет несколько раньше – из регионов постсоветского пространства. По этим товарам мы сейчас обращения отрабатываем, отправляем туда сотрудников полиции, Федеральной таможенной службы и четко определяем, насколько легально завезена продукция», — рассказал Немерюк.
Тем временем крупные ритейлеры уже заявили о том, что начали искать альтернативу запрещенным товарам у российских производителей и в не попавших под санкции странах. А также о том, что в торгующие легальной продукцией розничные сети контрабанда попасть не может. Эксперты, впрочем, к таким заверениям относятся скептически.
Так, по мнению председателя оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Ильи Хандрикова, нарушения, по крайней мере в первое время, неизбежны, так как «людям надо выживать».
«Эти санкции – традиционная для России кампанейщина, но, если государство ставит экономические субъекты в неудобное положение, бизнес должен выворачиваться, — считает эксперт. – Для того чтобы переориентироваться на другие страны и товары, пройти сертификацию, потребуется до полугода. У нас сейчас феодальные отношения между государством и бизнесом, которому приходится либо смиряться, либо закрываться, либо жульничать. Думаю, что крупные сети, как малый бизнес, сейчас будут делать все одновременно – оптимизировать свои расходы, искать выход из «запретительной» ситуации и вынужденно смиряться».
Что, как обычно бывает в таких случаях, неизменно подхлестнет коррупцию.
Управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов считает, что теоретически «санкционные» нарушения возможны. «Уже открыто говорится, например, о том, что, возможно, займутся реэкспортом белорусские фирмы, — напоминает юрист. – Такой риск существует всегда, когда нет таможенных границ. Но оценить, насколько это станет массовым явлением, можно будет только тогда, когда появится такая практика».
По его словам, наказание за нарушение таможенных режимов не входит в компетенцию московских властей, они могут лишь проверять соответствие товара требованиям законодательства.
Но, выявив факт того, что товар потенциально мог быть завезен в обход санкций, мэрия может передать материалы в органы внутренних дел. «А дальше администрация магазина должна будет предъявить документы, подтверждающие законность ввоза, — говорит он. – Например, тот факт, что товары были ввезены до введения санкций, находились у поставщика на складе и вот потихоньку реализуются».
Что касается административного и тем более уголовного преследования, то это продавцам не грозит. «Сама по себе ответственность за торговлю контрабандой по действующему законодательству не предусмотрена, — объясняет юрист. — Оштрафовать за нарушение таможенного законодательства можно только их поставщика, хотя поставлять такие товары, скорее всего, будут какие-нибудь фирмы-однодневки. Но, конечно, если выяснится, что товары ввезены в обход санкций, они будут конфискованы». Куда пойдут эти товары дальше – вопрос открытый.