Девять месяцев вынужденной стоянки в мурманском порту не лучшим образом сказались на ледоколе Arctic Sunrise, принадлежащем Greenpeace. Он был взят на абордаж береговой охраной ФСБ России и отконвоирован в порт Мурманска в сентябре прошлого года. В Greenpeace не раз предупреждали, что если судно оставить без обслуживания, то его технические узлы могут прийти в негодность, что приведет в итоге к экологическому загрязнению вод. «На время ареста на судне дежурили пограничники и держали там генератор, который давал электричество. Но это все, что там делалось», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Greenpeace России Александр Мухортов.
Месяц назад Следственный комитет снял с него арест, но экипаж к нему не пускали, так как были сложности с получением пропусков. В конце июня экипаж во главе с капитаном из Аргентины Даниэлем Ризотти все-таки получил пропуск. Первые впечатления были тягостными, отмечают экологи.
«Мы обнаружили ужасный беспорядок на борту, значительная часть навигационного и коммуникационного оборудования отсутствует или испорчена, — рассказал «Газете.Ru» капитан Ризотти.
— После девяти месяцев простоя без какого-либо обслуживания Arctic Sunrise нуждается в значительных ремонтных работах, чтобы снова быть на ходу».
Капитан Ризотти управлял ледоколом в августе прошлого года, когда Arctia Sunrise первый раз пытался добраться до Баренцева моря. Однако тогда судно вернулось в Норвегию, и вместо Ризотти на борт поднялся капитан Питер Уилкокс из США, который в итоге и оказался в числе арестованных пограничниками.
Адвокат Мухортов рассказал, что корпус корабля местами покрылся ржавчиной. Он пояснил, что, конечно, птицы гнезда в каютах не вили, но беспорядок там был значительный. Часть жилых кают были опечатаны, печати не сломаны, но при этом много помещений было открыто, отмечает адвокат. Впрочем, в каютах нет вещей экипажа судна, они уже девять месяцев валяются в трюме.
«Когда на судне высадились пограничники, то они заняли каюты экипажа, а личные вещи, сумки были выброшены на вертолетную палубу — там есть специальная палуба для вертолета, которая опускается в трюм. И в трюме было набросано. Техника, ноутбуки были изъяты, а все остальное было скинуто туда», — говорит Мухортов.
Часть оборудования снята, в радиорубке практически ничего не осталось. Во время штурма ледокола там забаррикадировались люди, и пограничники выбивали дверь. «Там все вынесено, так что дверь как таковая не нужна», — подтвердил Мухортов. Следственный комитет изъял оборудование для экспертизы и обещает его вернуть.
Хуже всего пришлось кают-компании и продуктовому отсеку: продукты за девять месяцев протухли, сгнили и покрылись плесенью.
«Сейчас заказана чистка помещений, чтобы приехавший экипаж смог туда переселиться. Также приехал доктор, который будет заказывать экспертизу воды в системах судна: какого она качества, не отравится ли экипаж, когда туда переедет», — говорит адвокат.
Более тщательная проверка ждет оборудование, механизмы и сам корпус судна. Экипаж предпочитает не говорить об этом до окончания всех проверок. Но адвокат слегка приоткрыл завесу тайны. «Планируется осмотр корпуса водолазами, — рассказал адвокат. — Первоначально хотели вообще отправить Arctic Sunrise на верфь, чтобы поднять его из воды и осмотреть корпус. Но оказалось, что у местных судоремонтных заводов с верфями, которых там семь, нет пунктов пропуска через госграницу. Такими пунктами пропуска обладают два порта — рыбный и морской торговый. А мы вообще де-юре не пересекали границу. У нас и выйти-то вообще проблема. Мы связывались с морским агентом, с погрануправлением, пытались от них получить ответ, что нам делать. Они разводили руками, сказали «оформляйте отход» — и все.
Все заинтересованы, чтобы вы побыстрее отсюда ушли».
Капитан Даниэль Ризотти заявил, что намерен поставить корабль на воду. «В ближайшие недели мы будем восстанавливать все системы судна и готовить его к отплытию из Мурманска. В конце концов мы хотим полностью восстановить ледокол, чтобы он смог снова участвовать в глобальной кампании Greenpeace по защите Арктики», — сказал капитан.
Акция Greenpeace у платформы «Приразломная» в Баренцевом море была проведена 18 сентября 2013 года. Береговая охрана задержала двух активистов, подплывших к платформе на лодках и затем поднявшихся на ее борт по веревкам, а на следующий день — и остальных экологов, захватив Arctic Sunrise. Ледокол был отбуксирован в порт Мурманска, где все 30 членов его экипажа, в том числе 26 иностранцев, были арестованы по обвинению в пиратстве. В конце октября ввиду сильного международного резонанса следствие решило переквалифицировать обвинение на «хулиганство». В конце декабря все фигуранты дела были выпущены на свободу по амнистии, а их уголовное преследование прекращено. Тем не менее дело о хулиганстве до сих пор не закрыто. Ледокол принадлежит компании Stichting Phoenix, у которой Greenpeace его арендует.