Главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн предлагает создать сеть генетических лабораторий для выявления детей, предрасположенных к наркомании. По мнению Брюна, такое сканирование позволит сразу начать профилактику наркомании у детей, не дожидаясь, когда они пристрастятся к запрещенным препаратам. «Раннее выявление генетических особенностей позволяет экономично проводить лечебные и реабилитационные мероприятия больных наркологического профиля», — заявил он накануне на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Первая генетическая лаборатория недавно заработала в Москве, сказал Брюн, пообещав до конца года передать наработки в Минздрав для решения о дальнейшем применении их по всей России.
«В нашем центре в Москве открыта и работает первая генетическая лаборатория. Мы начали первый пилотный проект и до конца года предложим министерству утвердить эти методики для распространения в стране», — пояснил он.
О выявленной предрасположенности ребенка к наркозависимости врачи проинформируют также учителей для того, чтобы они подготовили и провели «необходимые педагогические коррекционные мероприятия», пояснил Брюн. Таким образом, «перекидывается мостик от персонифицированной медицины к персонифицированной педагогике». Хотя, посетовал главный нарколог страны, эти разработки будут натыкаться на несовершенство нормативной базы. По его словам, существующее законодательство недостаточно, чтобы «выйти на такие специфические обследования — нам нужно выйти на семью, родителей, старшее поколение».
Опрошенные «Газетой.Ru» педагоги не смогли прокомментировать инициативу главного нарколога. Что делать даже не с наркоманом, а с выявленной у маленького ребенка генетической предрасположенностью и что это за «педагогические коррекционные мероприятия», учителя не представляют.
Более информированными оказались специалисты-наркологи.
Попытки использования генных характеристик личности для прогнозов возможных последующих проблем предпринимаются в мире достаточно давно, рассказал «Газете.Ru» главный врач Медицинского центра доктора Зобина психиатр-нарколог Михаил Зобин. Однако убедительных результатов до сих пор никто не получил. «Во всяком случае в странах, где бюджеты здравоохранения значительно более богатые, чем у нас, на это деньги тратить не хотят, — говорит эксперт. — С моей точки зрения, пилотные проекты абсолютно бессмысленны, но если Брюн хочет задействовать свою лабораторию, где у него свои интересы, то это уже совсем другая история». По словам Зобина, для того чтобы исследование получило финансирование, во всем мире принято сначала представлять доказательные данные о целесообразности такого исследования. «Эти данные публикуются в профессиональной печати и обсуждаются в профессиональном сообществе. Ничего подобного у нас не было», — напоминает эксперт.
Президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков напомнил, что вопросы подобных обследований детей могут решать только их законные представители — родители. Поэтому он не очень понимает, «о каких проблемах законодательного характера говорит Брюн».
«Информирование посторонних людей и навешивание ярлыка на ребенка абсолютно недопустимо, — говорит Зыков. — Если будут проводиться такие обследования, то их результаты — это информация только для родителей, и точка. Нигде никаких диагнозов фиксироваться не должно».
С другой стороны, совершенно непонятно, какое практическое значение будут иметь все эти дорогостоящие исследования, подчеркивают эксперты.
«Я знаком со многими разработками, которые ведут серьезные зарубежные ученые в области наркологии, — рассказал «Газете.Ru» адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов. — И никто из них не ставит вопрос о том, что выявление генной предрасположенности можно как-то практически применять для предотвращения развития зависимости».
По его словам, ни новые меры по выявлению, ни даже реабилитационные программы не остановят рост наркомании, пока власти страны не озаботятся ее профилактикой. Там, где это поняли, детей с ранних лет приучают к спорту, проводят широкие антинаркотические кампании в СМИ. «В США идет снижение наркопотребления именно потому, что у молодежи сейчас совсем другой взгляд на жизнь, становится модно не употреблять наркотики, заниматься спортом, а государством создаются для этого условия», — убежден Черноусов.
Ноу-хау в лаборатории Брюна нет, считает известный столичный нарколог Яков Маршак. Сам Маршак создал первую лабораторию, которая занималась генотипированием синдрома дефицита удовлетворенности еще 14 лет назад. «Это то, что повышает риск у человека стать наркоманом, — объяснил Маршак. — Мы начали с того, что типировали четыре наиболее важных гена регуляции настроения. При одних вариантах они формируют очень яркую, творческую личность, при других — зависимую. Очень важно научиться это мерить, но потом надо понять, что с этим делать. За прошедшие годы нами накоплен опыт по выработке реабилитационного плана пациента в соответствии с его индивидуальными чертами наследования».
Выявление наркозависимых в последнее время стало для российских чиновников чем-то вроде национальной идеи.
После вступления в силу в декабре 2013 года соответствующего закона Минздрав обязан проводить тестирование школьников на наркотики. Это будет происходить после того, как анкета Минобрнауки выявит группу риска, куда войдут предположительные наркоманы.
А уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов даже предлагал штрафовать родителей, если они «безосновательно» откажутся от проведения медицинского освидетельствования ребенка на наркотики. Видимо, детский омбудсмен, вслед за авторами закона и принявшими его депутатами, считает, что в деле спасения наркомана важнее его выявить, чем лечить.