У предложения о запрете чиновникам лечиться за рубежом нулевая законодательная перспектива, заявил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.
«Этот законопроект – чистый пиар, никакого отношения к реальному решению проблемы не имеющий, — пояснил парламентарий. — Каждый человек, конечно, имеет право на свое мнение, но это предложение абсолютно не подкреплено никакими объективными посылами.
И я вам гарантирую, что у него абсолютно никаких законодательных перспектив нет. Нельзя же до бесконечности множить глупость, иногда должен побеждать и разум».
Кроме того, добавил Калашников, даже если бы инициатива была принята, никаких последствий для отечественного здравоохранения это бы не имело. По его словам, в Советском Союзе «коммунистические чиновники» не выезжали за границу, а лечились в 4-м управлении, однако на качестве общедоступной медицины это никак не отражалось.
Законопроект о запрете чиновникам и членам их семей (супругам и несовершеннолетним детям) выезжать на лечение за границу был внесен накануне депутатами от фракции КПРФ Владимиром Федоткиным и Олегом Куликовым. Соответствующие поправки предлагается внести в закон о государственной гражданской службе РФ. Исключения допускаются только в тех случаях, когда направление на лечение выдано Министерством здравоохранения РФ в порядке общей очереди.
По мнению авторов инициативы, если будет введен подобный запрет, то отвечающие за состояние дел в отечественном здравоохранении чиновники разных уровней лишатся возможности «жить, опираясь на двойные стандарты».
И сделают все возможное для того, чтобы российское здравоохранение стало более качественным и доступным для граждан. «Они же фактически отказываются пользоваться, по сути, результатами своего труда, а предпочитают лечиться за рубежом. Именно это и нарушает конституционный принцип равенства прав всех граждан РФ», — считают парламентарии.
Инициатива попала в болезненную точку множества простых россиян, считает профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына.
«Понятно, что законопроект совершенно нереализуемый и не принесет никакого вреда своему объекту — чиновнику, — заявила она «Газете.Ru». — Можно официально выехать в другую страну с другими целями, а там заболеть. Ведь пока же еще не запрещается выезжать за границу. А там кто будет следить, как я расходую свое время и свои деньги. Но зато многие почувствовали какое-то мелкое моральное удовлетворение от того, что и сильных мира сего можно как-то ущемить. От того, что и тем, кто нами управляет, теперь придется как-то крутиться, чтобы выехать на лечение, и что вообще богатые тоже плачут. Ощутили с ними социальное единство».
В Национальной медицинской палате считают, что для достижения декларированных в законопроекте целей прежде всего необходима ликвидация элитного здравоохранения для чиновников внутри страны.
По словам эксперта палаты, члена правления Лиги защитников прав пациентов Алексея Старченко, сама по себе инициатива бессмысленна и даже негуманна — как можно ограничивать человека в праве на лечение, особенно когда его жизнь в опасности.
Другое дело, что, по его мнению, чиновники стремятся за границу «просто потому, что у них полно денег, им хочется помимо лечения еще и отдохнуть и почувствовать себя еще более белыми людьми, чем они и так уже есть».
«Я не думаю, что все те госслужащие, что проходят лечение за рубежом, действительно в этом нуждаются. Главную роль здесь играет имидж — у меня столько денег, что я лечусь за рубежом. Ну и конечно, условия оказания медпомощи, тайна, которой это окружено, сам антураж», — говорит эксперт.
А вот если бы депутаты действительно всерьез озаботились созданием равных условий лечения и его качеством, то в первую очередь запретили бы все ведомственные клиники, в которых за счет налогоплательщиков лечат чиновников здесь в России, считает Старченко. «Все эти управления делами президента, министерства, судьи имеют свои ведомственные поликлиники и больницы, куда простые граждане даже нос не могут сунуть мимо кассового зала, — говорит он. — Почему находящийся в условиях крепостнической медицины (когда все приписаны к медучреждениям по месту жительства) среднестатистический россиян должен оплачивать эксклюзивные условия для лечения по ОМС судье, чем он хуже этого судьи?
Пусть чиновники бесплатно тоже лечатся по месту жительства. А за границей за свои деньги делают все, что хотят, если районная поликлиника их почему-то не устраивает.
А журналисты пусть об этом пишут, как трубили год назад о том, что глава оренбургского минздрава предпочла лечение за рубежом».