В среду, 14 мая, на выездной сессии городской думы Краснодара мэр Владимир Евланов предложил вернуть городу имя, которое тот носил до 1920 года, – Екатеринодар.
«Возвращаясь к истокам, мы должны подумать о возвращении нашему городу исконного исторического названия — Екатеринодар.
Как Крым вернулся в Россию, так и Краснодар должен вернуть свое историческое название, положенное с рождения. Убежден, большинство горожан, казачество меня поддержат», — заявил Евланов.
Напомним, что вопрос о переименовании Краснодара поднимается властями с 1990-х годов. Выступает за историческое имя и ставший в 2001 году губернатором Александр Ткачев. Однако тогда, в середине 2000-х, горожане не поддержали идею и мэр Евланов, сегодня ратующий за «исконное название», заявил: «Процесс обойдется дорого, и эти средства нужно использовать на решение наиболее актуальных проблем города». Главный редактор телепрограммы «Советская Кубань» Вячеслав Потапов вспоминает, как несколько лет назад на массовом молодежном мероприятии «губернатор обратился к зрителям с вопросом, нужно ли переименовать Краснодар, и молодежь массово ответила: «Нет!» «Сегодня Ткачев пытается не своими руками, а руками мэра организовать переименование», — считает тележурналист.
Имперский патриотизм против советского
«Мы вернем историческое название, которое со дня основания имел наш город. Оно тоже красивое, оно тоже содержательное и имеет большой смысл для краснодарцев, – прокомментировала «Газете.Ru» инициативу властей председатель городской думы Краснодара Вера Галушко («Единая Россия»). – Наверное, это будет правильным.
Депутаты городской думы и их помощники проведут работу в округах, узнают мнение людей, и с учетом этого будет решен вопрос». При этом, подчеркнула спикер, обременительным для людей переименование не станет: «Никаких лишних денег горожане платить не будут».
Политолог Михаил Савва считает, что, подняв вопрос о переименовании, власти Краснодара эксплуатируют «имперский патриотизм», который отличается от заданного федеральным центром «красного патриотизма». «Это совершенно разные идеологические подходы. По определению патриот-сталинист является сторонником диктатуры, которая уже не была естественной и органичной, как диктатура имперская. Во времена империй люди не представляли себе другого устройства общества», — объяснил фундаментальную разницу политолог.
При этом Савва уверен, что большинство краснодарцев вопрос о переименовании не волнует. «Когда в 1990-е по России прокатилась волна исторических переименований, в очень многих случаях это было оправдано. Названия городов в честь вождей, например Куйбышев или Киров, — это действительно плевок ныне живущим, — рассуждает эксперт. — Краснодару в этом смысле повезло: когда его переименовывали при советской власти, его имя оказалось нейтральным, более того, несущим позитивную нагрузку. Это название не вызывает отторжения даже у людей, которые категорически против советской идеологии».
Председатель комитета по местному самоуправлению законодательного собрания Краснодарского края Николай Петропавловский («Единая Россия») отметил, что переименование может «вписаться» в изменения законодательства о местном самоуправлении. Согласно им, Краснодар могут разделить на четыре или пять отдельных муниципалитетов со своими главами, бюджетами и депутатами.
«Было бы правильным историческую часть Краснодара, в границах дореволюционного Екатеринодара, переименовать в Екатеринодар. А остальные муниципалитеты могут сохранить существующее имя», — говорит парламентарий.
Екатеринодара уже нет
«Мне очень хотелось, чтобы город был Екатеринодаром. Но от Екатеринодара ничего не осталось, поэтому считаю переименование несвоевременным», — сказал «Газете.Ru» известный краснодарский историк Виталий Бондарь. По мнению собеседника, сегодня полным ходом идет «уничтожение архитектурных останков Екатеринодара», и даже Краснодар, который старшее поколение знало в советское время, не узнать. «И Екатеринодар, и Краснодар всегда были «низкорослыми», что соответствовало южному характеру города. Сейчас возводят высотки, которые разрушили основные панорамы, видовые точки города.
Сегодня не увидеть с центральной улицы Екатерининский храм — его перекрывает высотка «Кубань Кредита», хотя это всегда было неотъемлемой чертой города. Появились несоразмерные масштабам исторических памятников и ширине улиц коробки новых зданий», — заключил историк.
Депутат Государственной думы от Краснодарского края, член ЦК КПРФ Сергей Обухов в беседе с «Газетой.Ru» высказал мнение, что вопрос о переименовании поднят в связи с управленческими проблемами в мэрии, «где введено внешнее управление в виде первого вице-губернатора Хатуова». «Городская власть погрязла в склоках, мы видим скандалы между Фроловым (вице-мэр Краснодара) и Евлановым, мы видим чистку в аппарате, которую проводят правоохранительные органы, — говорит коммунист. — Город превратился в игорную зону, я уж не говорю про самострои и пробки, огромный дефицит городского бюджета. Владимиру Евланову пора уже в отставку».
Коллега Обухова, первый секретарь краснодарского горкома КПРФ профессор Иван Чуев также считает, что «у города есть другие проблемы, которые нужно решать». «Не время восстанавливать историческую справедливость, — полагает Чуев. —
Даже по тем хлопкам, которые раздались в зале во время этого заявления Евланова, было ясно – его восприняли далеко не однозначно».
При этом многие эксперты, комментировавшие инициативу краснодарских властей, указывали – вопрос должен быть вынесен на референдум, точку в нем должны поставить сами горожане. Между тем председатель избирательной комиссии Краснодара Виктор Тушев пояснил «Газете.Ru», что в федеральном законе № 152 «О наименовании географических объектов» и аналогичным нормах в законе Краснодарского края № 17-65 КЗ «Об административно-территориальном устройстве» предусмотрен «учет мнения населения». «В какой форме оно будет выявлено, не обговорено. Это может быть не только референдум, но и опрос, решение представительного органа, той же городской думы», — разъяснил председатель горизбиркома.
Поможет волна патриотизма
Президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный уверен, что никакого переименования сегодня проводить не нужно. «Специальное исследование о том, поддерживают ли краснодарцы переименование, мы не проводили. Более того, мне неизвестно о каком-либо исследовании на эту тему за последние годы. Но с начала 2000-х, когда мы спрашивали горожан о том, какие проблемы их волнуют, вопрос переименования ни разу не выходил даже за 3%, то есть статистическую погрешность.
Социального запроса на переименование абсолютно нет», — подытожил собеседник. По мнению Подлесного, подобная инициатива может расцениваться как «попытка примазаться к славе Путина» и «набрать политический вес в преддверии муниципальной реформы».
Отметим, что в городской думе Краснодара представлена только одна фракция – «Единой России», поэтому при одобрении Кремлем вопрос, скорее всего, решат положительно. Единственный непартийный депутат самовыдвиженец Игорь Коломийцев также считает, что «проведена большая работа – открыт памятник императрице Екатерине и святой Екатерине, улицам возвращаются исторические названия». «Следующим шагом, — говорит он, — станет проведение масштабного социологического опроса, чтобы выявить реальное мнение население. Вполне возможно, что с подъемом патриотизма, который сегодня охватил Россию, горожане инициативу поддержат». Сам Коломийцев, как историк, поддерживает возвращение исконного названия.
Традиционно за переименование города в Екатеринодар ратуют Кубанская митрополия и казачество. Архимандрит Трифон (Плотников) подчеркнул, что духовенство выступает в поддержку этого предложения уже многие годы.
Атаман Всекубанского казачьего войска, член политсовета регионального отделения «Единой России» профессор Василий Комлацкий пояснил «Газете.Ru», что «сегодня история с Украиной, возрождение православия и резкий подъем авторитета казачества показали – нужно возвращать историческое название».
Атаман помнит, как в начале 2000–х губернатор Ткачев заявил, что «хочет жить в городе Екатеринодаре». «В то время еще было сильно коммунистическое движение, коммунисты заседали и в краевой, и в городской думах. Тогда же начали петь сказки, что переименование будет дорого. Ничего подобного. А сегодня ситуация изменилась, время настало», — убежден Комлацкий.
«Двадцать лет назад у нас был референдум, жители четко сказали переименованию «нет!», – не согласен с атаманом кубанский блогер Дмитрий Мирошников. – Почему против я? Екатеринодара нет более 90 лет. Не только юридически, но и фактически. Гражданская и мировая войны, индустриализация, послевоенные застройки оставили от старого города лишь контуры улиц и россыпь дореволюционных зданий, которые с каждым годом либо перестраиваются, либо сносятся. За век исчезло коренное население прежней столицы Кубанского войска».
«Власти в последнее время позиционируют кубанскую столицу как передовой город, где проводится модернизация. Однако переименование в Екатеринодар, наверное, свидетельствует об обратном, – рассуждает краснодарский писатель Иван Карасев. —
Не думаю, что власти сейчас пойдут на переименование. Слишком много раз к этой теме возвращались, но решение так и не принято». Как правило, переименования легче происходят на фоне радикальных преобразований, отмечает собеседник «Газеты.Ru». Например, это нужно было делать в 1990-е годы, когда переименование оказалось бы в тренде замены советских символов и структур.
Неплохой повод поменять название, продолжает Карасев, был и в «тучные» 2000-е, «когда экономика росла как на дрожжах и также были заметны серьезные изменения в общественно-политической жизни». «Сейчас исторический поезд переименований, как говорится, ушел, а когда придет новый – неизвестно», — считает он.