«Согнали нас с раскопа, — написал на странице в фейсбуке археолог, руководитель Центра православной археологии при Таврической духовной академии Сергей Черныш. — Ситуация очень напоминает лихие девяностые, визит бандита Поданева с автоматами на Мангуп и прочее, только хуже».
Археологи работали в Балаклавском районе Севастополя, на мысе Фиолент. Там произошел оползень, и открылись древние слои, в которых оказался доиконоборческий храм — сооружение конца VIII — начала IX века. На раскопках были сотрудники заповедника «Херсонес Таврический», а также студенты Таврической духовной семинарии. Они уже нашли мраморные архитектурные детали, скамью для духовенства, амфоры.
Нападение произошло в конце минувшей недели. «Там обрыв 20 метров высотой, вниз к морю идут крутые террасы. Был день, около двух часов. Внезапно сверху послышались выстрелы.
На верхнем плато мы увидели двух людей, которые целились в нас, но стреляли, конечно, поверх наших голов, не в нас», — рассказала «Газете.Ru» руководитель экспедиции заведующая отделом средневековой истории музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева.
По ее словам, стреляли демонстративно, желая попугать. По мнению Черныша, в руках у мужчин было оружие, похожее на охотничий карабин «Сайга». Стреляли они в сторону моря, а гильзы падали вниз на людей. Нападавшие кричали, используя нецензурные слова, требовали, чтобы археологи прекратили раскопки и уходили. Затем они спустились вниз.
«Один в кожаной куртке, другой в спортивном костюме, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Черныш. — Начали с матом. Разговор был очень тяжелый, так как они ничего не слушали, ругались на Татьяну Юсуфовну — археолога с именем, которая копает на этом участке с 92-го года. Вообще это лавра, сеть пещерных храмов, один наземный. И это только то, что мы знаем. Территория была выделена заповеднику. У нас на руках были все документы, в том числе открытый лист, который должен быть у всех археологов. Мы эти документы им предъявили.
Но они, как увидели украинские печати, сразу все повернули, словно мы украинцы, из Киева приехали и под шумок решили копать. А мы все местные, крымчане, плюс студенты из семинарии».
По словам Черныша, нападавшие заявили, что раз бумаги украинские, то они уже не действуют: «Ваши украинские бумажки годятся для подтирания», «Пока не будет московских документов, вы никто», «Проваливайте, а то щас бригада приедет и всех вас порвет». Заявив, что они из силовых структур России, мужчины с ружьями пообещали, что в следующий раз бросят в раскоп гранату, и удалились.
Вызванная полиция приехала через полчаса, взяла у всех показания, собрала гильзы. Расстроенные их неторопливостью археологи решили, что дело хода не получит, и уехали с раскопа. Однако на следующий день, когда представители заповедника подали заявление в УВД Севастополя, полицейские отреагировали быстро: заново всех опросили и пообещали найти нападавших. Археологи намерены продолжить работы, вероятно, в среду, только теперь они думают о найме охранника.
«Я не думаю, что это нападение связано с политикой, скорее всего, это просто хулиганство. Когда они в нас стреляли сверху, то не знали, кто мы», — говорит Яшаева. По мнению Черныша, археологи стали жертвами местных бандитов.
«Уже известно, что эти мужчины пришли с дачи, которая располагается над обрывом. По некоторым данным, она принадлежит бывшему главе дачного кооператива, который считает, что земля находится под его властью», — говорит Черныш.
«Лет двадцать такого не было. Все эти локальные бандиты были загнаны украинской СБУ в подполье и сидели тихо, — поясняет археолог. — А сейчас опять начинается это кино». Он напомнил о «бандите Поданеве с Мангупа». Такой персонаж был в начале 90-х годов — один из крупнейших криминальных авторитетов Крыма, фактически хозяин Севастополя. Летал над археологами на личном вертолете и стрелял в их сторону. А потом познакомился с ними, привозил им подарки — шампанское ящиками, ведра со старинными серебряными браслетами и застежками, видимо, из разграбленных могильников.
Сейчас археологи надеются, что ситуация с бандитами не повторится. Основной сезон раскопок еще не начался, сейчас там работают лишь несколько небольших экспедиций. «Надеюсь, российские власти с этим справятся, потому что ситуация неприемлемая. Херсонесский музей-заповедник — государственная научная организация. Он один из ведущих по Византии в Восточной Европе», — добавляет Черныш.
Говоря об особенностях раскопок в переходный для Крыма период, археологи поясняют, что работы, которые они ведут по разрешению от Киева, они завершат по этим же документам.
«Открытый лист на раскопки нам выдал Институт археологии в Киеве. После завершения работ мы напишем отчет с чертежами и фотографиями и отправим туда, в Киев. В переходный период мы продублируем этот отчет для Москвы. А в дальнейшем будем получать открытые листы в Институте археологии РАН в Москве и уже им отправлять отчеты», — объяснила Яшаева.
Впрочем, крымские власти избирательно подходят к оценке и защите древностей. Теоретически все обнаруженные исторические памятники должны быть включены в реестр, который находится в городских службах охраны памятников, пояснил Черныш. «Однако сейчас в реестре лишь 20% всех памятников. Многие не внесены», — говорит он. Археолог вспоминает, как пришел ставить на учет восемь объектов — храмы, могильники, которые были найдены его экспедицией. Но ему пояснили, что служба перегружена работой. «Сказали, что в ближайшие годы у них уже все запланировано и их объекты поважнее будут: у нас Бакалинский могильник, позднеримский, а ваши маленькие христианские храмики никому не интересны», — рассказал Черныш.
Он также пояснил, что по археологии был нанесен удар со стороны законодательства. Если раньше, при Ющенко, было требование перед строительными работами вызывать археологов, которые проверяли бы территорию, то во времена Януковича это правило было отменено.
«В целом ситуация с археологией в Крыму на грани ее отсутствия, — дал оценку Черныш. — И все до сих пор живет благодаря привлечению средств из-за рубежа — из Европы и России. Но сейчас европейских грантов не будет. И если этим летом не будет каких-то вложений в экспедиции из России, то археология в Крыму встанет. Сейчас раскопки ведутся на частные пожертвования и на свои средства».