Завершившийся накануне конкурс на архитектурную концепцию парка на Ходынском поле в Хорошевском районе Москвы поставил точку в многолетних спорах за эту территорию. Победителем конкурса на разработку проекта парка Ходынское поле стала итальянское архитектурное бюро LAND Milano Srl.
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, концепция команды-победителя оказалась наиболее быстро реализуемой, продуманной и рациональной с точки зрения расходов на парк. Само строительство на 40 га бывшего аэродрома имени Фрунзе обойдется в 536 млн руб., еще 45 млн будут потрачены на адаптацию проекта ко всем российским требованиям.
Хотя во время объявления конкурса в сентябре прошлого года Кузнецов заявлял, что строится парк в первую очередь для жителей окрестных домов и задачи сделать его местом притяжения для всех москвичей нет, сейчас значение парка возросло до общегородского. Помимо детских площадок, велодорожек и кафе, за два года здесь должны появиться открытый амфитеатр, музыкальная башня, павильоны в виде гигантских птичьих гнезд и спортивный центр, открытые площадки для шоу и развлечений, различные инсталляции. По словам Кузнецова, в парке будет проведена активная работа с рельефом, что сделает интересным зимнее времяпрепровождение.
И, кроме того, как отметил чиновник, у итальянцев были «милые предложения по интеграции жителей для создания парка — чтобы они могли сажать деревья».
Частью архитектурного облика парка станет новый корпус Государственного центра современного искусства, конкурс на разработку которого выиграло ирландское бюро Heneghan Peng Architects. По словам руководителя городского департамента культуры Сергея Капкова, строительство парка, которое планируется начать в следующем году, станет началом пути к созданию большого музея современного искусства. Предыдущие предложения по его размещению (в том числе на той же улице Зоологической, где он находится сейчас) не подошли для амбициозного проекта, призванного превзойти подобные центры крупнейших мировых городов.
В будущем парке уже найдено место для строительства православного храма. Его построят на площадке около спорткомплекса «Мегаспорт».
Скандалы вокруг Ходынского поля, расположенного между современным Ленинградским проспектом, Беговой улицей и Хорошевским шоссе, продолжаются более десяти лет, с тех пор как Минобороны передало городу имеющую авиационную функцию федеральную территорию. «Еще президентом Борисом Ельциным был принят указ о создании делового аэропорта в центре Москвы, где с советских времен оставалась вся необходимая инфраструктура, — напомнил «Газете.Ru» академик Российской академии архитектуры и строительных работ Юрий Бочаров. –
Однако заинтересованные чиновники Минобороны сумели провернуть сделку с мэрией: отдали эту землю якобы в обмен на жилье для военнослужащих. Никакого жилья никто не получил, а земля досталась фирме «Интеко» под застройку, которая продолжается по сей день».
Ходынское поле по периметру вокруг бывшего Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе застраивается с 2003 года, и, как заявляют в своей рекламе девелоперы, «партию первой скрипки» в этом районе играет жилье бизнес-класса.
При этом еще в 2002 году был разработан проект, согласно которому около трети территории Ходынского поля планировалось отдать под парк «Исторические ландшафты Москвы». И все это время жители окрестных домов, объединившиеся в общественное экологическое движение «За парк», добивались его появления, протестуя против строительства на Ходынском поле офисов, «апартаментов» и торгово-развлекательных комплексов.
По словам руководителя движения «За парк» Олега Ларина, жители не только выходили на митинги против застройки Ходынского поля, но и задолго до того, как итальянские проектировщики внесли «милые предложения по интеграции жителей для создания парка», собирали деньги и высаживали аллеи будущего парка. После того как перед выборами столичный градоначальник пообещал, что парк здесь все-таки будет, активисты движения «За парк» приняли участие в разработке техзадания. Итальянский проект в целом соответствует этому заданию – он был в числе трех проектов, которые активисты отобрали как наиболее приемлемые, рассказал Ларин.
Однако отказ мэрии от предусмотренных проектом водоемов вызвал недовольство жителей. По их мнению, лучше было бы сэкономить на чем-нибудь другом.
По мнению лидера движения «Зеленая альтернатива» Олега Митволя, все остальные объекты одобренного мэрией проекта «ничего общего с природой не имеют, а только с освоением денежных средств». «Ходынское поле оставалось одним из немногих территорий города, которые можно было использовать для рекреационных нужд в экологическом смысле этого слова, — считает Митволь. — В том числе здесь было можно и нужно создать нормальную природоохранную зону. Но, к сожалению, пошли по пути максимальной застройки, решили, видимо, еще заработать денег».
Защитники природы считают решение о застройке луга на Ходынском поле экологическим преступлением.
«Ходынское поле — это место обитания краснокнижных видов животных, — говорит руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. — В нескольких километрах от Кремля гнездятся жаворонки. Где-нибудь в европейском городе это место объявили бы памятником природы. Но у нас, как говорил кот Матроскин, средства есть, ума не хватает. Редчайший для центральной части города ландшафт будет уничтожен, а на его месте за огромные деньги возведен очередной объект «зеленого строительства». При этом правительство Москвы нарушает и федеральное, и свое собственное природоохранное законодательство».
По мнению эксперта, Ходынское поле следовало сохранить как лугопарк с красиво цветущими местными травами и цветами. В этом уголке люди могли бы гулять по тропинкам, а на низкотравных участках отдыхать, играть в бадминтон. А для спортивных площадок можно было бы использовать множество заасфальтированных мест, имеющихся в этом квартале.
Все же остальные предусмотренные проектом объекты, по ее мнению, вполне можно построить на месте бывших промзон и рекультивируемых свалок.
При реализации проекта будет запечатана большая площадь, отмечает Морозова. «Искусственные газоны и плиточные дорожки — непременный атрибут всех создаваемых ныне в Москве объектов озеленения, — говорит она. — Причем создаются они не на месте пустырей и свалок, а на месте существующей зелени, лугов и водоемов, которые чиновники мэрии упорно не видят. И в баланс городских земель ни одного дополнительно метра зелени такой подход не вносит».
Тема дефицита зелени и незапечатанных земель в Москве обсуждалась и на прошедшей в субботу II городской научно-практической конференции «Нерешенные экологические проблемы Москвы и Подмосковья». В резолюции конференции ее участники обратились к мэру с требованием «отменить решения о застройке ключевых для сохранения биоразнообразия Москвы Мневниковской, Марьинской и Нагатинской поймы и луга на Ходынском поле».