В среду малайзийские военные заявили, что искать пропавший лайнер, вероятно, надо в нескольких сотнях километров к западу от того района, где уже несколько дней работают спасатели. Первоначально за основу для вычисления района поисков был взят маршрут самолета: Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из столицы Малайзии Кулуа-Лумпура и направлялся в Пекин. По карте это прямая линия на северо-восток. Так как связь с самолетом была потеряна только через час после вылета, то самолет искали в Южно-Китайском море, расположенном между Малайзией и Вьетнамом, в радиусе 185 км.
Однако сейчас появились предположения, что район поисков надо сместить на сотни километров на запад — с другой стороны полуострова Индокитай, в Малаккский пролив и Андаманское море.
Каких-либо доказательств, которые подтверждали бы версию о смене самолетом курса, в прессе пока не появляется. Информация исходит от анонимных источников. «Он изменил курс после города Кота-Бару, взяв более низкую высоту, и направился в сторону Малаккского пролива», — заявил один из офицеров агентству Reuters. Высокопоставленный военный чиновник подтвердил агентству Associated Press, что радар засек, как самолет совершил разворот. Но официально глава ВВС Малайзии опроверг данные о смене курса. Тем не менее район поисков был расширен.
Ранее в операции были задействованы 40 кораблей и 34 самолета более десятка стран: кроме Малайзии Boeing ищут специалисты из ближайших стран — Таиланда, Сингапура, Индонезии, Вьетнама и Филиппин, — а также команды из Китая, Австралии, Новой Зеландии и США.
Эксперты издания The New York Times объясняют, как судно могло исчезнуть бесследно: в районах, не охваченных наземными радарами, пилоты держат связь с диспетчерами с помощью радио, сообщая о себе через определенные интервалы. И в эти интервалы что-то может пойти не так.
Самолет летит со скоростью 12–16 км в минуту, напоминают эксперты, поэтому точное место, куда мог упасть лайнер, определить трудно.
Даже если у Boeing начались неполадки в двигателях, то он может преодолеть еще 120–140 км.
Кроме того, издание напоминает, что такие самолеты, как Boeing 777, имеют автоматические системы, которые посылают данные о работе двигателя. Но информация отправляется на базу техобслуживания, а не в управление воздушным транспортом. В частности, авиакомпания Air France использовала такие сигналы, пытаясь отыскать пассажирский А330, потерпевший аварию в июне 2009 года над Атлантическим океаном.
Пользователи интернета были приглашены к участию в поиске обломков на поверхности воды. Компания, базирующаяся в американском штате Колорадо, представила спутниковые снимки большого разрешения, которые можно просматривать в поисках предметов, похожих на обломки судна.
Версия о теракте пока так и не стала основной. Накануне генсек Интерпола Рональд Ноубл официально заявил, что не видит связи между аварией самолета и тем фактом, что на его борту были два пассажира с поддельными документами. «Чем больше мы получаем информации, тем больше убеждаемся в том, что происшедшее не является терактом», — отметил он. Говоря о двух иранцах, летевших по украденным паспортам, Ноубл пояснил, что одному из них 18 лет, второму — 29. Оба прилетели в Малайзию по своим паспортам, а потом обменяли их на краденые. 18-летний иранец Пуриа Нур Мохаммед Мердад, вероятно, планировал улететь в Германию, во Франкфурт, где живет его мать. Спецслужбы уже связались с ней.
На своей странице в «Фейсбуке» Мердад писал, что он в восторге от Куала-Лумпура. Он выкладывал фотографии на фоне двух башен Петронас.
В постах он просил своих иранских друзей молиться за его безопасность, а в конце февраля признался, что не намерен возвращаться на родину. Некоторые из его друзей даже не подозревали, что Мердад находится за границей, пока не увидели его фотографии из Куала-Лумпура. В последние сутки на его странице в социальной сети появились сотни сообщений со словами поддержки.
Судя по всему, оба иранца путешествовали вместе: на одной из фотографий, размещенной в соцсети, они сфотографировались в обнимку с неизвестным мужчиной в белой рубашке. О личности второго иранца с пропавшего судна — Делавера Сайеда Мохаммеда Резы — пока ничего не сообщается.
Авиалайнер Malaysia Airlines совершал рейс из Куала-Лумпура в Пекин и исчез с экранов радаров в ночь на 8 марта. На борту были 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет не подавал никаких сигналов о неполадках на борту или других проблемах. В момент последнего контакта он находился в 220 км от восточного побережья Малайзии. Две трети пассажиров составляли китайцы, однако были также тайваньцы, малайзийцы, индонезийцы, австралийцы, индийцы, четыре француза, три гражданина США, по два новозеландца, украинца и канадца, по одному жителю России, Италии, Нидерландов и Австрии.