Специалисты Межгосударственного авиационного комитета восстановили картину крушения в Якутии вертолета Ми-8 авиакомпании «Полярные авиалинии», который врезался в гору 2 июля 2013 года. Вертолет вез из поселка Депутатское в поселок Усть-Янск груз почты, посылки, а также 25 пассажиров, в том числе восьмерых детей от 2 до 12 лет и трех младенцев.
Среди взрослых были два чиновника — заместитель председателя госсобрания Якутии Александр Морозкин и бывший руководитель администрации президента и правительства Якутии, гендиректор «Республиканской инвестиционной компании» Виктор Ефимов. Они летели в заполярные поселки, чтобы пообщаться с электоратом перед выборами.
Вертолет вылетел около полуночи, задержавшись почти на час: у пассажиров не было посадочных билетов, и их рассадка затянулась. Согласно отчету МАК, через 25 км после взлета погодные условия ухудшились настолько, что командир судна решил снизиться и изменить маршрут. Вертолет летел буквально вслепую, вокруг было лишь белое марево.
Спустя несколько минут первый пилот увидел перед собой темное пятно, закричал «Горы!» и потянул штурвал на себя.
Но через несколько секунд машина врезалась в склон горы, рулевой винт на хвосте сломался, а сам хвост скрутило. Вертолет еще раз подскочил, но его уже начало вращать, он завалился на правый бок и рухнул на скалы. По заключению экспертов, в салоне был хаос: пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности, а груз и багаж — не закреплены. Нескольких женщин и детей выбросило через открывшийся грузовой люк на землю, а 12-летний подросток выпрыгнул следом сам. Когда машина рухнула, вспыхнули топливные баки.
Запасной бак находился в салоне. Он тоже вспыхнул. Командир вертолета потерял сознание при ударе о землю, и второму пилоту пришлось расстегивать ему ремни безопасности и приводить в чувство. Экипаж попытался открыть дверь в салон, но ее заклинило. Тогда они выбрались наружу через боковые окна. Бортинженер, который находился в кабине и не был пристегнут ремнями, получил более тяжелые травмы, чем пилоты. У него были множественные переломы ребер.
Они отбежали от машины на безопасное расстояние, наблюдая, как огонь полностью охватывает ее.
Покидая кабину, экипаж захватил портфель с полетной документацией, ракетницу и радиостанцию, поэтому командир смог связаться с директором авиакомпании и сообщить предполагаемые координаты посадки.
Сигнал «тревога» был объявлен в аэропорту вылета только через полчаса после звонка. А первый вертолет вылетел на поиски только спустя час. Поиски шли полтора дня. В это время на склоне горы умирали выжившие в крушении пассажиры. Двое детей — 8 и 2 лет — погибли от отравления угарным газом. 87-летняя пассажирка и женщина 53 лет скончались от множественных травм.
38-летняя пассажирка и семилетний мальчик умерли от переохлаждения: ночью в горах температура воздуха опускалась до нулевой отметки.
Выпрыгнувший подросток получил перелом позвоночника, но выжил. Тела остальных пассажиров сгорели внутри вертолета, идентифицировать удалось останки 12 человек.
В МАК подчеркивают, что, когда экипаж узнал о сбое в работе самописцев — они не зафиксировали параметрическую информацию, пилоты изменили показания. Летчики стали утверждать, что машина попала в нисходящий поток воздуха. Но анализ ландшафта показал, что в месте падения вертолета воздушные потоки шли вверх по склону, а нисходящие шли по другой стороне хребта. Поэтому версия летчиков была признана несостоятельной.
Зато исследователи нашли множество нарушений со стороны авиакомпании и пилотов.
Согласно заключению МАК, экипаж не был готов к предстоящему полету: не проводилась предварительная подготовка к полету в полном составе экипажа, в рабочем плане полета не был указан профиль полета в горной местности, отсутствовала информация о рельефе местности, а также не была указана безопасная высота полета по маршруту.
Авиакомпания, подав информацию о маршруте и высоте полета в центр единой системы организации воздушного движения, не передала эту информацию пилотам, поэтому командиру экипажа пришлось самостоятельно решать, в какой поселок первым ему предстоит лететь и на какой высоте.
Из-за путаницы с конечной точкой полета экипаж получил от метеорологов информацию о погодных условиях на другом маршруте, который находился на несколько десятков километров западнее.
Впрочем, даже если бы пилоты запросили данные о погоде на своем пути, они бы не получили точного прогноза, так как в горной местности, над которой предстояло лететь, нет постов метеорологов. (В рекомендациях МАК есть указание якутскому управлению Росгидромета поставить пункты наблюдения в горах.) Но в этом случае командир бы, скорее всего, решил перенести полет. В пути пилоты встретили совершенно иную картину погоды, нежели указанную в прогнозе: низкие облака и сильные осадки.
При этом оба пилота не умели водить машину по приборам, при нулевой видимости.
Из-за этого командир, потеряв визуальный контакт с землей, решил опуститься пониже, выбрав ложбину, по которой бежала горная речка. Но уровень облаков оказался еще ниже. Тогда командир принял единственно правильное решение и начал разворачиваться, чтобы вернуться в аэропорт вылета. В этот момент машина, находившаяся слишком низко, врезалась в гору.
Как выяснилось, у экипажа не была включена система раннего предупреждения о столкновении с землей — пилоты ею не умели пользоваться, говорится в отчете МАК.
Среди других претензий к авиакомпании — плохая организация пассажирских перевозок. Пассажиры летели не по билетам, они не были пристегнуты. На запасном топливном баке были размещены дополнительные пять сидений, что запрещено. Грузы также не были закреплены, поэтому, когда машина ударилась о склон, коробки и чемоданы обрушились на пассажиров, причиняя им травмы, а также меняя центр тяжести машины.
Следователи, получив отчет МАК, намерены провести судебную летно-техническую экспертизу, которая определит наличие вины командира судна в крушении. 5 марта председатель комиссии МАК провел совещание с участием следователя управления СК РФ по Якутии, а также представителей авиакомпании «Полярные авиалинии», которой принадлежал разбившийся вертолет. По факту крушения было возбуждено уголовное дело.