На едином портале для размещения и обсуждения нормативно-правовых актов появился проект приказа о проведении социально-психологического тестирования школьников и студентов. Тестирование должно выявить «признаки аддиктивного поведения учащихся» (которое выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния).
При помощи теста Минобрнауки планирует выявить, употребляют ли учащиеся наркотики и психотропные вещества. Тест должны будут проходить по желанию подростки от 13 лет и старше.
При этом тестирование школьников, которым нет 15 лет, будет проходить только с согласия родителей. Организовано оно будет в рамках ежегодного медосмотра школьников. Результаты теста будут передавать в местные органы управления образованием, сохраняя конфиденциальность.
Школьники могут в любой момент отказаться от прохождения теста. В аудитории, где будет проводиться тестирование, должен присутствовать кто-то из представителей родительского комитета. Общаться друг с другом во время проведения теста школьникам нельзя. Местные управления образования будут проводить обработку и анализ заполненных бланков тестирования в течение месяца после его проведения. Результаты теста передадут в местные органы здравоохранения.
В основе теста лежит опросник Кеттела — «один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране», говорится в приложении к приказу. В том числе тест позволяет определить тех, кто проявляет признаки аддиктивного поведения.
Время прохождения теста — 45 минут. В опроснике — 142 вопроса. Те, кто по результатам теста будет отнесен к группе риска, должны будут пройти медосмотр, чтобы определить, употребляют они наркотики или нет.
В приложении к приказу есть два теста — для школьников от 13 до 15 лет и для подростков старше 15 лет, — которые отличаются вопросами и критериями оценивания. При интерпретации результатов теста школьников до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Решающее значение отдается степени принятия моральных норм. Низкие показатели именно этого критерия в сочетании с низкими показателями степени эмоциональной устойчивости и самоконтроля и высоким показателем неискренности, «являются основанием для отнесения респондента к группе риска». В ключах к тесту есть ответы, по которым можно определить, лжет ли школьник, легкомыслен ли он, застенчив, возбудим, лидер или предпочитает подчиняться.
У школьников от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий — ненормативность поведения. Кроме того, у школьников после 15 лет оцениваются замкнутость и общительность, интеллект, подчиненность (доминантность), сдержанность (экспрессивность), практичность (мечтательность), конформизм, прямолинейность. Однако при оценке, наркоман школьник или нет, эти факторы не учитываются.
В приложении к приказу также есть инструкция для учителей, которые должны объяснить школьникам, что в тесте нет верных и неверных ответов, так как «каждый прав по отношению к своим собственным взглядам». Отвечая на вопросы, надо помнить о четырех правилах: дать первый ответ, который вам придет в голову, не нужно увлекаться ответом «не знаю», не пропускать вопросы и отвечать честно.
Самое же интересное в проекте приказа, разработанного Минобрнауки, — вопросы теста. Так, у школьников спрашивают:
«Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть: а) одинокой величественной сосной на вершине утеса; б) яблоней во фруктовом саду; в) не знаю»;
«Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры: а) да; б) нет; в) не уверен»; «Оказавшись в Испании XIX века, что бы тебя могло заинтересовать: а) концерт старинной гитары и веселые испанские песни; б) бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами; в) не уверен»; «Если бы ты был журналистом, ты бы предпочел писать: а) о новых спектаклях; б) о каких-нибудь важных политических событиях; в) среднее между предыдущими ответами».
Минобрнауки интересуется друзьями тестируемого. К примеру, у школьника спрашивают, у кого больше друзей — у него или его одноклассников. Интересуются, не кажется ли ему, что его одноклассники после школы устроятся в жизни лучше, чем он; считает ли кто-то из одноклассников его близким другом. У школьников спрашивают, ухудшается ли у них аппетит перед волнующим событием, предпочитают ли они пойти в музей или пообщаться с друзьями, хотят ли они стать другим человеком, испытывают ли тревогу, говорят ли они когда-нибудь о ком-то плохо.
Личные вопросы тоже есть в анкете: предпочел бы школьник потратить полчаса на чтение книги «про путешествия и открытия» или «смешной и веселой»; бывает ли так, что он теряет во сне близких друзей, родственников.
Часть вопросов касается школьных занятий: «Бывает ли так, что часто ты затрачиваешь на приготовление домашних заданий больше времени, чем требуется?», «Хотел бы ты учиться в школе, где надо ходить не на все уроки, а только на те, которые тебе кажутся наиболее легкими?»
Напомним, что закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» вступил в силу в декабре 2013 года. Теперь Минздрав обязан проводить тестирование школьников на наркотики. Это будет происходить после того, как анкета Минобрнауки выявит группу риска, куда войдут предположительные наркоманы. Однако уже в конце февраля прошлого года пятиклассникам одной из московских школ была выдана анкета, которую, правда, Минздрав счел неудачной. Эта анкета использовалась обычно в центрах здоровья и не предназначалась для школьников. В этой анкете у пятиклассников интересовались, сколько раз они нюхали ингалянты (клей, аэрозоль, бензин), употребляли ли марихуану и какой из наркотиков попробовали первым.