Возвращения на родину Владимира Красавчикова российские следователи и сыщики ждали два года. Он был задержан по запросу Интерпола в Голландии еще в январе 2012 года, но решение о выдаче там вынесли только в минувшем декабре.
«У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов»
Пока этот человек не появился утром 11 января в зале аэропорта Шереметьево, знающие его оперативники не были уверены, что он все же попадет в российскую тюрьму. Способность выходить, как шпион, из безвыходных ситуаций он не раз демонстрировал полицейским по всему миру.
До задержания в Голландии, по словам участников расследования, он как минимум дважды — в Эквадоре и Испании — попадал в подобные ситуации. Но в последний момент чудесным и необъяснимым образом оказывался на свободе, после чего следы его очередной раз терялись. Заметал их Красавчиков профессионально: слова из песни «У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов» без преувеличения можно отнести к этому человеку.
Паспортов у Красавчикова было как минимум не меньше: два комплекта документов (по два паспорта — общегражданский и заграничный) на граждан РФ — самого Владимира Красавчикова (1951 г.р.) и его ровесника Владимира Красовского; на гражданина Греции Володимира Красавчикова (1941 г.р.); на гражданина Болгарии Красимира Елова (1956 г.р.) и некие документы (полный набор неизвестен), дающие право на проживание в Эквадоре. И это только то, что российским оперативникам удалось установить за последние годы.
Сколько имен и паспортов он использовал раньше, можно лишь гадать. По словам оперативников, пока они обладают более или менее достоверной информацией о жизни Красавчикова лишь за последние примерно десять лет. И то далеко не всей: в первую очередь они интересовались его российскими проектами. Но попутно сыщики обнаружили, что Красавчиков имел партнеров и просто знакомых, в основном из криминального мира, во многих странах Европы и Америки, в разъездах по которым проводил чуть не половину своего времени.
Что касается его прошлого, тут, по словам участников расследования, больше загадок.
По официальным данным, Владимир Красавчиков жил в подмосковном городе Ступино, в юности вроде работал проводником поезда, тогда же был судим за валютные операции. С тех пор Красавчиков более нигде не числился, а когда попал в поле зрения спецслужб, был уже не случайным человеком в наркобизнесе.
При этом основным пристанищем в России для него оставался частный дом на окраине Ступина, где до сих пор живет его семья, — старая, вросшая в землю крестьянская изба. При взгляде на нее никому и в голову бы не пришло, что хозяин этого дома разыскивался за поставки кокаина на миллионы долларов и время от времени там живет.
Также оперативники обнаружили еще один любопытный факт: большинство использовавшихся Красавчиковым поддельных документов оказались таковыми лишь по сути, но не по форме. Они были на разные имена, но при этом сами бланки были настоящими: в них не поправляли печати и записи, не переклеивали фотографии.
Звонок из Ступина
О существовании Красавчикова сыщики узнали в 2001 году, когда им поступил очередной запрос от американских коллег. Отслеживая передвижения и переговоры наркодельцов из Южной Америки, детективы перехватили один из таких телефонных разговоров, участники которого обсуждали детали переброски нескольких центнеров кокаина. Как оказалось, один из абонентов говорил из России.
Этим человеком оказался Артур Закарян из Ступина. Наведя справки, оперативники выяснили, что он известен в криминальной среде как компаньон другого местного жителя — Владимира Красавчикова.
После этого отслеживание передвижений Красавчикова стало одним из рутинных занятий сотрудников ГУУР (Главное управление уголовного розыска) МВД. Довольно быстро обнаружилось, что этот человек действительно связан с наркобизнесом: не имея официальной работы, он большую часть времени проводил за границей, подолгу жил в Эквадоре и разъезжал по миру, лишь на пару месяцев появляясь в родном Ступине.
Но поначалу расследование двигалось медленно: Красавчиков в разъездах постоянно менял документы и телефоны, пропадая из виду. Так, для него обычным делом было добраться из Испании домой не самолетом, а проехать всю Европу на поездах и автобусах, меняя при пересадке документы, потом сесть в Киеве на поезд до Москвы, сойти на полпути и ехать до Ступина на перекладных. И это при том, что никакой опасности ареста еще не было.
Лишь спустя два года, проанализировав все сведения, оперативники пришли к выводу, что Красавчиков является одной из ключевых фигур в канале переброски наркотиков из Эквадора в Россию, который в МВД давно признали своего рода кокаиновыми воротами России.
Кокаиново-банановый конвейер
По оценкам сыщиков, более 90% продаваемого в России кокаина ввозится из Эквадора грузовыми судами, следующими из порта Гуаякиль в Петербург. Образовался этот канал еще в 90-е годы в силу объективных экономических причин.
Россия является одним из крупнейших импортеров бананов, а Эквадор — их крупнейший производитель. 90% процентов съедаемых в России бананов ввозится именно оттуда. Обеспечивает их доставку флотилия специальных сухогрузов-банановозов, на маршруте Гуаякиль — Петербург курсирует в среднем около полутора сотен таких кораблей.
Сухогруз по масштабам можно сравнить с многоэтажным домом в несколько подъездов. Только устройство у него куда сложнее: множество трюмов, переходов, коридоров, трапов, технических помещений и люков, и почти все с двойными полами и потолками.
Запрятать в недрах такого корабля мешок с 20–30 кг кокаина, а то и сотню килограммов для знающего человека легче простого. Для того, кто даже примерно не представляет, где искать, обнаружить его куда сложнее, чем найти иголку в стоге сена. Чтобы полностью обыскать сухогруз, по словам оперативников, нужен минимум взвод хорошо обученных специалистов и несколько дней работы. Понятно, каждый корабль досматривать так в порту просто невозможно.
Этим и пользуются наркодельцы в Эквадоре. Несмотря на усилия спецслужб США и местной полиции, производственные мощности наркокартелей продолжают работать, и главная проблема для них сбыт. Поэтому в Гуаякиле действует целая сеть продавцов-посредников, ищущих покупателей. Традиционно почти весь кокаин у них предлагается в виде стандартных килограммовых прессованных форм, по размеру чуть меньше кирпича, упакованных в несколько слоев пленки и фольги.
Самый простой способ переправки наркотиков на кораблях — передать с кем-то из членов экипажа. Но экипажи грузовых судов небольшие, человек двадцать, и не каждый согласится рисковать. Поэтому на моряков, по словам сыщиков, в Гуаякиле ведется настоящая охота, чтобы завербовать в курьеры.
Ориентирование на сухогрузах
Поскольку слабых духом моряков на всех не хватает, при переброске кокаина используется другой, условно бесконтактный способ. Он заключается в том, что наркотик в порту отправления прячется на корабле без ведома экипажа и так же потом в России забирается. Обычно это делают сотрудники порта либо имеющих в него доступ структур — транспортных и торговых фирм.
При такой схеме те, кто закладывает на корабль кокаин, и те, кто потом его достает, как правило, не знают друг друга и выполняют указания разных людей, что с точки зрения конспирации безопаснее. Но тут возникает другая проблема: как тот, кто должен забрать товар в пункте назначения, его найдет?
Решают это наркодельцы с помощью системы вроде соревнований по ориентированию на местности. Отправитель кокаина составляет подробную схему, как, попав на корабль, пройти к нужному месту, а ключевые места отмечает знаками, чаще рисунками в виде рожиц, человечков или замысловатыми знаками, сделанными краской или маркером на стенах, полу или потолке. Эти рисунки отправитель фотографирует и потом пересылает по электронной почте с разъяснениями заказчику, который уже передает своим курьерам.
Выглядят инструкции примерно так: «Спуститься по кормовому трапу на третью палубу, пройти вперед, справа будет рисунок (прилагается фото), от него повернуть по коридору налево, пройти 20 м, на третьей по счету опоре будет еще один рисунок (фото прилагается), от него справа третий поддон (люк в стене, панель в потолке и т.д.) не закреплен, товар за ним».
Причем кокаин на корабли в Гуаякиле порой загружали еще до того, как на него находился покупатель в Петербурге. Из Эквадора в Россию судно идет в среднем 27 дней. За это время чаще всего появлялся подходящий партнер в России. Если же этого не происходило, никто не переживал, кокаин — товар нескоропортящийся, и груз путешествовал до следующего прихода в Петербург.
Канал этот работал, по данным сыщиков, бесперебойно, о чем свидетельствовали порой анекдотические случаи. Однажды оперативники узнали, что наркодельцы загрузили на банановоз для переправки в Петербург 15 кг кокаина, но потом оказалось, что в последний момент судовладелец изменил планы и отправил корабль в другую часть света. Сыщики внимательно отслеживали, когда же изменится экономическая конъюнктура и владелец посчитает выгодным вновь вернуть судно на маршрут Гуаякиль — Петербург.
Так судно плавало по свету больше полугода, прежде чем снова вернулось за бананами для России. Спустя месяц в Петербурге при обыске на корабле действительно нашли долгожданную партию кокаина. Спрятана она была в люке в потолке. Но, как позже выяснилось, в Эквадоре наркодельцы решили переправить этим же судном еще одну партию кокаина, а их курьер закинул мешок в тот же тайник, считая его, очевидно, самым надежным местом, и не проверил, что там внутри. В результате сыщики, к своему удивлению, обнаружили вместо 15 кг сразу 30 кг кокаина. Половина его лежала в поросшем пылью мешке, другая — рядом, в таком же свеженьком.
В другом случае сотрудников полиции и таможни чуть не придавило наркотиками при выборочном досмотре одного из контейнеров с бананами. Когда они открыли створки, на них с самого верха посыпались мешки с кокаином, общий вес которого составил 100 кг: отправители не потрудились даже закрепить свой товар.
Главный на маршруте
Именно на этом маршруте, как со временем выяснили оперативники, и работал Красавчиков, выступая одним из основных организаторов переброски наркотиков.
Кокаин на борту судов, прибывающих из Гуаякиля, сотрудники таможни еще с 90-х годов обнаруживали при обычных проверках регулярно. Как правило, такие операции хоть и вызывали резонанс, но на деле ничем не заканчивались. Кокаин изымался, но его настоящие поставщики и покупатели чаще всего оставались за кадром.
Если сыщики находили наркотик в тайниках на кораблях, тогда вообще никого арестовать не удавалось, поскольку доказать они ничего не могли. В лучшем случае им в руки попадали курьеры, перевозившие товар либо присланные его забрать, которые ничего не знали об истинных владельцах.
Лишь к середине 2000-х годов сотрудники ГУУР, сопоставляя обстоятельства переправки уже изъятых партий и круг общения и маршруты Красавчикова и его партнеров, смогли составить более или менее цельную картину кокаинового бизнеса. В результате им удалось со временем перейти к более адресной охоте, заранее получая информацию, кто, когда и как отправит очередную партию кокаина.
Так, в августе 2008 года в порту Петербурга был задержан наркокурьер с 9 кг кокаина из Эквадора. Еще 10 кг было изъято на судне «Балтик Маринер» в ноябре, в последующие два месяца около 35 кг — на сухогрузах «Балтик Страйт» и «Балтик Винд».
В масштабной операции были задействованы практически все российские спецслужбы — ГУУР МВД, ФСБ и погранслужба, ФСКН, ФТС и Росфинмониторинг — и полиции десятка других стран. Все это дало возможность сыщикам получать информацию о передвижениях, переговорах и сделках Красавчикова и его партнеров, на основании которой Следственный департамент МВД объединил разрозненные дела об изъятии считавшегося бесхозным кокаина в одно производство. Итогом стали прошедшая в Балтийском море спецоперация по захвату очередной партии кокаина и последовавшее спустя два года возвращение Красавчикова.
Кокаиновая экономика
Красавчиков, как выяснили сыщики, вел на удивление активную для своего возраста деловую жизнь. Большую часть времени он проводил в разъездах, в основном по европейским странам, или в Эквадоре, где у него тоже был дом, и лишь изредка возвращался в Россию. Здесь он обычно останавливался в родном Ступине, причем семья его ничего не знала, чем же он занимается.
Знакомых у Красавчикова по всему миру была масса, но наиболее тесные деловые отношения, по наблюдениям оперативников, он поддерживал с партнерами в Болгарии, Испании, Германии и той же Голландии. Причем большинство этих людей местным органам были известны как уже судимые за наркотики либо подозреваемые.
В России же его основными контрагентами были житель Петербурга Александр Прасолов и упоминавшийся уже сосед по Ступину Артур Закарян.
Красавчиков обычно выступал как поставщик кокаина, который он закупал у наркокартелей, и организовывал его отправку на кораблях в Гуаякиле.
Прасолов и Закарян, по данным следствия, обычно организовывали изъятие товара с кораблей, выступая либо перекупщиками, либо посредниками с другими покупателями. При этом у каждого в подчинении было несколько помощников, которые за отдельную плату выполняли поручения. Все они вместе и составляли костяк наркогруппировки, хотя многие ее участники могли лично не знать некоторых коллег.
Финансовая сторона дела выглядела следующим образом. Красавчиков, по данным следствия, закупал кокаин в Эквадоре по $2 тыс. за 1 кг, а продавал в Петербурге по $40–42 тыс. Несмотря на скачок цены, обычно от покупателей в России у него отбоя не было, поскольку те также не оставались внакладе.
В розницу кокаин продается не в чистом виде, а разбавленный нейтральным порошком (вроде лактозы) как минимум до соотношения один к четырем: в концентрированном виде, в каком он находится в брикетах, человек им просто отравится. Таким образом, из 1 кг наркотика, прибывшего кораблем, можно изготовить не менее 4 кг потребительского. В розницу 1 грамм кокаина в России стоит не менее $200. Таким образом, после предпродажной подготовки стоимость килограмма кокаина, купленного у контрабандистов за $40 тыс., увеличивалась в итоге до $800 тыс.
Конечно, истинные заработки наркодельцов были не столь фантастические. Так, у поставщиков кокаина, как Красавчиков, возникают немалые накладные расходы для оплаты услуг помощников, переездов, аренды домов, подкупа нужных людей. А после кокаин проходит через руки целой череды крупных, средних и мелких оптовиков.
Наркодельцы, как правило, оплачивали кокаин через компании денежных переводов, такие как Western Union. Для этого наркодельцы использовали чужие паспорта, а разовый перевод обычно не превышал $400. Чаще всего это были документы родственников, друзей и знакомых или вообще случайных людей, например таксистов.
Товар с секретом
При такой схеме для ликвидации группировки одного знания, кто есть кто, было недостаточно, поскольку большая часть собранных улик были косвенными. И оперативники решили провести операцию по контролируемой поставке кокаина, попытавшись отследить, как он пройдет через руки большинства партнеров Красавчикова.
Для этого они изготовили муляжи кокаиновых брикетов, внутрь которых были вмонтированы электронные устройства наподобие жучков, которые позволяли на расстоянии нескольких километров следить за их передвижениями. Сыщики рассчитывали при удобном случае подменить ими посланный из Гуаякиля кокаин и проследить его путь уже в Петербурге до заказчика.
Такой шанс представился спецслужбам в январе-феврале 2010 года, когда они смогли узнать, что Красавчиков отправил в Петербург кораблем «Питери Клауд» очередную партию в 20 кг кокаина. На этот раз причем груз не был спрятан в порту, как обычно, а отправлен с одним из членов экипажа — 46-летним стюардом Андреем Шиндером.
К приходу «Питери Клауд» в Петербург из Москвы прибыла специальная опергруппа, но в последний момент им пришлось срочно менять планы.
За дело берутся доставщики
За сутки до прибытия корабля сыщики получили информацию, что товар будет передаваться не обычным способом, а с помощью доставщиков — специальных людей, профессионально занимающихся доставкой опасных нелегальных грузов.
Выяснилось, что Шиндер должен сбросить в Финском заливе кокаин, упакованный в непромокаемые мешки со светящимися фонариками-маячками, с помощью GPS-навигатора установить точные координаты места сброса и передать их доставщикам. Те же должны с берега по льду и воде дойти до нужного места и забрать груз, доставить в Петербург и передать курьеру покупателя. С подобными методами работы российские оперативники столкнулись впервые.
Сыщикам пришлось в авральном порядке менять планы. Им удалось договориться с пограничными и морскими властями, которые выделили специальный буксир. С его борта оперативники в открытом море высадились на палубу «Питери Клауд» и по согласованию с капитаном пришли с обыском в каюту Шиндера. Кокаин оказался спрятан прямо в ней за декоративной панелью, после чего стюард согласился помочь сыщикам.
В итоге подготовленные муляжи были сброшены в указанном наркодельцами районе, после чего участникам операции осталось лишь следить за передвижениями «товара» на экранах мониторов. Но вскоре выяснилось, что события развивались драматически не только сыщиков.
Доставщиками оказались граждане Латвии 34-летний Денис Трофимов и 37-летний Игорь Тутак, в прошлом бойцы армейского спецназа. В Петербург они прибыли в полной экипировке, на оснащенном всем необходимым джипе Land Rover Defender с вместительным прицепом, в котором привезли альпинистское, полярное и прочее спецснаряжение и снегоход.
Уже потом выяснилось, что, когда латыши отправились с берега за товаром на середину Финского залива, у них сломался снегоход, и операция снова оказалась под угрозой. Но они не отступили и отправились в поход пешком. В течение десяти часов оперативники издали наблюдали, как доставщики самоотверженно пробивались к цели, а потом обратно — по льдине по пояс в снегу и по ледовой каше в воде. При этом сами сыщики, занявшие позиции вокруг места операции, все это время прятались также в сугробах, опасаясь, что у доставщиков, учитывая уровень их подготовки и экипировки, могли быть тепловизоры и приборы ночного видения.
Вернувшись на берег, латыши отправились на джипе в условленное место в Петербурге, передали товар и лишь после позволили себе отдохнуть. Отъехав на соседнюю улицу, они прямо в машине отрубились, проспав несколько часов.
Дюжина обысков
Чуть позже оперативники начали аресты, было проведено почти полтора десятка обысков. Первым сыщики взяли 31-летнего Артема Новаковского, который приезжал забирать товар у доставщиков. В его квартире и были найдены брикеты со спецаппаратурой, а также еще 9 кг уже настоящего кокаина из прошлых поставок. По данным сыщиков, его квартира служила партнерам Красовского своеобразной перевалочной базой для наркотиков.
Примечательно, что для Новаковского, как оказалось, участие в наркобизнесе было своего рода хобби. Его отец — успешный бизнесмен, и в деньгах молодой человек явно не нуждался. По всей видимости, наркобизнесом мажор занимался ради романтики. Помимо прочего у него дома нашли четыре ствола, в том числе пистолет-пулемет «Скорпион». Также был изъят автомобиль Мерседес G 500 со специальным тайником.
Почти одновременно были задержаны латыши-доставщики, которые уже вернулись на свою временную базу — недостроенный коттедж под Петербургом, где их поселили заказчики операции. Жили они там по-спартански: без отопления, в спальниках, посреди баулов с амуницией.
Позже были задержаны 32-летний Александр Прасолов (по данным следствия, он был заказчиком 20 кг кокаина, изъятых на «Питери Клауд»), Артур Закарян, а также 53-летний Гаджимурат Нурмагомедов и 50-летний Ришат Стрельцов (они являлись заказчиками 10 кг кокаина, найденных ранее на «Балтик Маринер»). При обысках у них было найдены еще небольшие партии наркотиков и россыпи мобильных телефонов: только у одного Прасолова изъяли почти полсотни трубок и еще столько же сим-карт, по которым наркодельцы вели между собой переговоры, чтобы избежать прослушки.
Все соучастники, кроме Красавчикова, уже получили свои сроки. Шиндер, поскольку сотрудничал со следствием, был осужден в особом порядке. А в ноябре 2013 года Кировский райсуд Петербурга приговорил Войновского, Закаряна и Новаковского к девяти годам лишения свободы, Стрельцова — к пяти годам, а Нурмагомедова, Прасолова,Трофимова и Тутака — к восьми годам и шести месяцам заключения. Всего в ходе работы по делу было изъято более 130 кг кокаина розничной стоимостью более 600 млн руб.
Встречи же с самим Красавчиковым оперативникам пришлось ждать почти четыре года. На момент операции в Финском заливе он оставался в Эквадоре. С местной полицией у него сложились весьма дружеские отношения, и препятствий ему там не чинили. Через несколько месяцев, когда Красавчиков был объявлен в международный розыск Интерполом, он узнал об этом заранее. И вылетел из страны как раз в день объявления в розыск.
Из Эквадора Красавчиков прилетел в Испанию, где также задержан не был, и сразу после выхода из аэропорта его следы затерялись.
На изумленные запросы российских коллег испанские полицейские дали невразумительный ответ типа «так вышло». Примечательно, что за несколько лет до этого Красавчиков также смог разрулить неприятную ситуацию с испанской полицией. Он был задержан за контрабанду наркотиков и несколько месяцев просидел в тюрьме. Российские оперативники пытались было наладить сотрудничество, но потом случайно узнали, что Красавчикова отпустили. А когда поинтересовались, что случилось, испанские коллеги сообщили, что, мол, просто произошла ошибка.
Задержан Красавчиков был лишь спустя год в Голландии, случайно, во время рейда полиции. В квартире одного из подозреваемых во время облавы веселилась компания его друзей, среди которых и оказался Красавчиков. Он выдал себя за гражданина Болгарии, но при проверке в участке его опознали по отпечаткам пальцев. Лишь после этого механизм экстрадиции сработал.