В среду стало известно, что в Петербурге начался снос дома №26 в Дегтярном переулке. С утра экскаватор принялся сносить дворовый флигель здания. Следующим станет фасадный — тот самый, который можно видеть в самом начале фильма «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко, когда по московскому переулку едет трамвай. Бортко нашел подходящее здание в Петербурге: в Москве таких уже не осталось.
«В «Собачьем сердце» виден фасадный флигель, дворовый флигель там не виден, но к сносу предполагается все, — рассказал «Газете.Ru» петербургский градозащитник Павел Шапчиц. —
Снесут и тот самый «булгаковский» флигель».
Заказчик и застройщик планируют построить на месте «булгаковского» дома новое здание. Они обещают, что прежний облик будет сохранен, но градозащитники им не верят. Они говорят, что никакого сходства не будет: сейчас у дома пять этажей, а по проекту будет шесть плюс мансарда. И новое здание не впишется в исторический ландшафт центра города. Поэтому они подали иск в Куйбышевский райсуд Петербурга.
По словам Шапчица, застройщику — компании «Фаворит» — принадлежит всего 1,5% земельного участка. Все остальное – и квартиры, и участок — является городской собственностью.
«Я изучил документы — оказалось, что застройщика в юридическом смысле этого слова нет, — говорит активист. — Он не владеет участком и даже не арендует участок, а в сносимом здании ему целиком принадлежит только одна «нехорошая квартира» с булгаковским номером 50, а в другой квартире — менее половины доли».
Шапчиц указывает и на множество нарушений в документах, разрешающих строительство нового дома на месте «булгаковского»: «Срок постановления правительства Петербурга по этому дому закончился. Да и постановление приняли с игнорированием антимонопольного законодательства. Чиновники отталкиваются от предположения о необратимой аварийности дома. С моей точки зрения, это не доказано. Там будет увеличена высотность, а для этого необходимы специальные исследования — их нет. Там будет новодел с мансардой и балконами на брандмауэре (брандмауэр — глухая противопожарная стена здания. — «Газета.Ru»)».
Интересно, что
по соседству со сносимым домом находится «Невская ратуша». Так называется новый комплекс административных зданий, в который вскоре из Смольного должны переехать питерские чиновники.
Заказчиком «реконструкции» дома в Дегтярном переулке является холдинг Setl Group. А членом совета директоров холдинга Setl Group является Вячеслав Семененко — фигура в высшей степени влиятельная. С 2009-го по 2012-й он возглавлял смольнинский комитет по строительству. После ухода в отставку стал советником губернатора. Параллельно числился президентом Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, вице-президентом Гильдии управляющих и девелоперов.
Получается, что чиновники хотят построить себе небольшой домик в шесть этажей с мансардой поблизости от будущего места работы? Антонина Елисеева, представитель градозащитного движения «Живой город», уверена, что это именно так: «Невская ратуша» в двух шагах! И мы не сомневаемся, что дом №26 так резко стал «аварийным» из-за этого…»
Представитель компании Setl Group Инга Ярош отказалась отвечать на вопросы корреспондента «Газеты.Ru» по телефону, попросив прислать письменный запрос.
Градозащитница Елисеева считает, что здание обречено.
Но дело даже не в этом. Обречена и его копия, которая могла бы возникнуть на месте оригинала.
«Скорее всего, суд не успеет рассмотреть наше заявление до сноса дома, — сказала Елисеева «Газете.Ru». — Но в нашем иске есть пункт о восстановлении внешнего облика этого здания. Чтобы хотя бы была точная копия. Потому что то, что сейчас у них в проекте, – это совсем не копия. Кроме того, мы подали ходатайство, чтобы строительство было приостановлено».
За «булгаковское» здание вступились и местные жители. Одна из них также обратилась в суд.
Кинорежиссер Владимир Бортко вспомнил дом, который он снимал в «московском» Петербурге. «Да-да, такое действительно было», — сказал он корреспонденту «Газеты.Ru», но разговаривать далее не стал и повесил трубку.
Отметим, что по петербургским законам на месте сносимого дореволюционного дома обязательно должны построить его аналог. Кроме того, здание можно снести, только когда эксперты убедились, что устранить его аварийность нельзя.
Дом в Дегтярном переулке, 26, построили в 1901 году по проекту техника-строителя Павла Мульханова. Специалисты называют Мульханова «чемпионом рядовой застройки Петербурга». Он выработал свой идеальный почерк, излюбленные и узнаваемые приемы. Это введение массивных эркеров и причудливых щипцов-аттиков, шатровых башен, крупных женских масок. Так рассказывает о Мульханове Архитектурный сайт Петербурга. Сейчас дом расселен и пустует. Лицевой корпус был жилым до начала 2000 годов.